Содержание занятия:
- Основные направления развития предприятий.
- Основные фазы развития структуры (относится и к структурам управления).
- Основные особенности управления развитием в постсоветских условиях.
- Простой алгоритм управления развитием.
- Типовой порядок работы службы, создающей новые направления деятельности.
- Список контрольных вопросов для анализа и оптимизации деятельности структур.
Цель занятия:
Ознакомиться и получить элементарные навыки проектирования процессов достижения достойных целей.
Почему это надо:
Говорят, что изобретать велосипед – это глупое занятие. Может оно и так, но скорее глупо изобретать уже изобретенный велосипед, а новые конструкции, новые модели – почему бы и не придумать. Другое дело, что придумать новый велосипед, не зная как устроены уже существующие, достаточно сложно. Занятие 8 посвящено некоторым уже известным и действенным механизмам создания эффективных систем.
1. Основные направления развития предприятий.
Можно выделить три основных направления развития предприятия:
Рис. 18. Направления развития структуры.
1. Вертикальная интеграция – развитие за счет увеличения контроля над всем путем движение продукта от добычи сырья до потребления готовой продукции.
2. Горизонтальная диверсификация деятельности – это развитие за счет освоения соседних областей рынка (сопутствующие товары, расширение ассортимента продукции и услуг).
3. Увеличение глубины рынка – развитие предприятия за счет придания продукции, услугам, менеджменту таких свойств и качеств, при которых потребитель потребляет товара или услуг больше, чем раньше.
В своем развитии предприятие меняет существующую структуру или создает новые структуры в указанных направлениях. При этом, как правило, предприятие проходит 3 основных фазы, каждой из которых соответствуют свои цели, задачи и тип структуры.
2. Основные фазы развития структуры.
1) Фаза набора массы.
Цель развития – используя уже существующую структуру, увеличить охват рынков сбыта продукции и услуг. Достижение этой цели позволяет изучить специфику, наработать опыт в новых сегментах рынка и перейти к более глубокому освоению уже существующих рынков (задачи интенсивного развертывания вглубь, элементы вертикальной интеграции и горизонтальной диверсификации без принципиальных изменений в структуре предприятия). Однако чем больше становится структура, тем больше возникает проблем с ее управляемостью. За рост структуры руководитель расплачивается все большими объемами собственной оперативной работы.
2) Фаза дублирования структуры предприятия.
Реализация первой фазы развития приводит к усложнению структуры предприятия. Это опять вызывает потерю устойчивости и надежности. Здесь главной целью развития является стабилизация структуры за счет ее деления, дублирования принципов и способов управления. Как правило, создается несколько подобных структур (в биологии аналогом этого процесса является переход от одноклеточных организмов к многоклеточным).
3) Фаза консолидации.
В процессе набора массы новыми элементами структуры и увеличения их количества резко падает управляемость и устойчивость комплекса в целом. Здесь одни элементы начинают проявлять излишнюю самостоятельность, другие пассивность. Цель управления развитием на данной фазе – перейти от управления отдельными элементами к управлению комплексом в целом. Цель достигается за счет появления специализированной системы управления комплексом. Решив эту задачу, получаем новую систему и возвращаемся к фазе 1 (фазе набора массы), но уже на новом уровне.
Прохождение по указанным трем фазам требует учета специфики конкретных условий и их конкретных особенностей.
3. Основные особенности управления развитием в постсоветских условиях.
Первая особенность – отсутствуют стабилизирующие факторы, свойственные развитым странам.
Внешние и внутренние стабилизирующие факторы, свойственные развитым западным экономикам:
- в США – это преимущественно законы;
- в Германии – это преимущественно исторически сложившийся стиль поведения, обычаи делового оборота и работы самих людей (присущая немцам пунктуальность, ответственность, дисциплина);
- в Англии – традиции и традиционные кланы.
На постсоветском пространстве ничего этого нет. Отсутствие перечисленных стабилизирующих факторов не позволяет применять типовые западные технологии управления стабильностью и развитием и требует компенсации.
Примечание. Использование «политического ресурса» как стабилизирующего фактора (феодальный принцип), чревато созданием неконкурентоспособной структуры.
Вторая особенность – фрагментарное заполнение ниш рынка товаров и услуг.
Рис. 19. Заполнение ниш рынка товаров и услуг.
Если в условиях развитой экономики для некой конкретной фирмы практически отсутствует возможность освоения новых областей деятельности (все занято), то на постсоветском пространстве ниши рынка только начинают заполняться. Это создает объективные предпосылки для развития, поскольку многие ниши рынка не заняты или заняты не полностью.
Третья особенность следует из двух предыдущих. Поскольку, на постсоветском пространстве существуют многочисленные свободные ниши рынка, то фирмы, которые смогут компенсировать отсутствие стабилизирующих факторов (закон, стиль, традиции), получают возможность быстрого выявления и заполнения свободных ниш рынка.
Если управление развитием происходит интуитивно, в режиме реагирования на возникающие проблемы, то это не позволяет руководителю с опережением формулировать и решать задачи управления, неэффективно расходуются его время, средства и силы. Темпы развития системы принципиально замедляются. Требуются механизмы, инструментарий управления развитием.
4. Простой алгоритм управления развитием.
1) Определяются стратегические и ближайшие цели развития.
- Руководитель определяет, какие области рынка он предполагает занять в более-менее отдаленном будущем (стратегические цели).
- Исходя из имеющихся возможностей и стратегических целей, определяются области рынка, которые необходимо освоить в ближайшее время (тактические цели).
- Определяются и решаются существующие проблемы структуры, не позволяющие или мешающие осуществлению тактических целей.
2) Проектируется и осуществляется этап (шаг, ступенька) развития.
В общем виде шаг развития фирмы удобно представить как последовательность действий:
Формулировка требований развития |
– |
Проектирование требуемой структуры (подразделения) |
– |
Создание новой структуры |
– |
Адаптация новой структуры к реальным условиям |
– |
Контроль за работой новой структуры |
– |
Управляющие решения по результатам контроля |
- Формулировка требований развития. Исходя из имеющихся ресурсов и состояния рынка, определяется приоритетное направления развития и формулируется конкретные требования к новой или обновленной структуре (рентабельность, надежность, предполагаемое время ее существования).
- Проектирование требуемой структуры (подразделения). На основании сформулированных требований проектируется новая структура. Для этого составляется перечень функций, выполняемых новой структурой и определяется, какие элементы новой структуры реализуют эти функции. При этом необходимо не только спроектировать новую структуру, но и определить, в какой последовательности она будет создаваться, выходить на рабочие режимы, как будет осуществляться контроль и управление.
- Создание новой структуры. Особенностью фазы создания новой структуры является то, что в этом процессе вскрываются и исправляются ошибки, допущенные при проектировании. Результатом этого шага является минимальная работоспособность новой структуры.
- Адаптация новой структуры к реальным условиям. Это отдельная работа по управлению развитием, суть которой состоит в выводе новой структуры на «проектные мощности».
- Контроль за работой новой структуры. Эффективная работа любой структуры возможна только в том случае, если организована четкая и оперативная система контроля. При этом, чем более независима система контроля от субъективной воли руководителя, тем надежнее будет работа новой системы.
- Управляющие решения по результатам контроля. Этот шаг является не только стандартным процессом управления существованием структуры, но и позволяет собрать объективные данные для определения следующих шагов развития.
3) Корректировка пути развития.
На базе результатов выполненного шага развития и, соответственно, новых собственных возможностей корректируются стратегические и тактические цели. Проектируется следующий конкретный шаг развития.
5. Типовой порядок работы службы, создающей новые направления деятельности.
Этап |
Содержание работы |
Результаты работы |
Исполнители |
Предвари-тельный |
Выбор направления развития. Определение собственных ресурсов, обеспечивающих тот или иной шаг развития. Определение наличия макроэкономических ресурсов и перспектив, обеспечивающих направление развития. |
Указание о разработке направления развития корпорации. |
Собственники корпорации совместно с высшим менеджментом. |
Подгото-вительный |
Выбор конкретного вида создаваемого направления с соответствующим обоснованием по экономике, структуре, рискам. Определение перечня конкретных задач по созданию нового направления. Составление рабочего плана проведения мероприятий. Оформление решения о проведении мероприятий. |
Предложения по предприятиям, входящим в направление. Таблица сравнения возможных структур направления. Приказ (распоряжение) о проведении работ, включающий: предложения по составу и регламенту рабочих групп; предложения по составу экспертной комиссии; по составу группы контроля; список информационных материалов, предоставляемых службами предприятия рабочим группам. |
Службы корпорации.
Служба управления развитием совместно со службами корпорации. |
Информа-ционный |
Подготовка, сбор и систематизация информации о предприятиях, входящих в направление, их аналогах, объектах и условиях работы, конкуренции. Изучение предприятий и их аналогов: составление структурной схемы, изучение технологий, исследование условий существования и перспектив развития. Определение структуры затрат, административных потребностей, рисков на стадиях разработки, создания и эксплуатации направления. |
Подборки информационных материалов.
Структурная схема предприятия. Технологическая схема предприятия. Административная схема предприятия и его взаимодействия с направлением и корпорацией. Калькуляция затрат. Структурная схема затрат. |
Служба управления развитием совместно со службами корпорации. Служба управления развитием совместно с рабочей группой. |
Этап |
Содержание работы |
Результаты работы |
Исполнители |
Аналити-ческий |
Формулирование функций направления и его элементов, группировка функций, построение функциональной модели направления. Формулирование функций системы управления и ее элементов, группировка функций, построение функциональной модели управления. Оценка значимости функций экспертным методом. Оценка затрат, связанных с осуществлением функций. Сопоставительный анализ значимости функций и затрат на их реализацию для выявления зон с неоправданно высокими затратами и рисками. Проведение дифференцированного анализа по каждой из функциональных зон. Формулирование проблем и задач для последующих этапов. |
Протоколы работы рабочих групп. Матрицы функций направления, его частей и элементов. Матрицы поэлементного анализа структур.
Диагностические таблицы, учитывающие значимость, стоимость, риски выполнения функций, недостатки структур и их работы, узкие места в структурах и управлении, пожелания различных служб, поставщиков, потребителей, партнеров.
Список проблем и задач для творческого этапа. |
Рабочая группа. |
Творчес-кий |
Выработка предложений по решению стоящих проблем и задач. Анализ и предварительный отбор предложений для реализации. Систематизация предложений по функциям и по вариантам реализации. |
Протоколы работы рабочих групп. Эскизы вариантов решений. Сводная таблица найденных решений. |
Рабочая группа. |
Исследова-тельский |
Предварительная оценка выдвинутых вариантов предложений.
Разработка эскизов выработанных вариантов и проведение необходимых расчетов. Рассмотрение вариантов совместно со специалистами заинтересованных служб. Отбор наиболее рациональных предложений для рассмотрения на следующих этапах. |
Тексты описания предложений, схемы предложений, предварительные экономические расчеты, предварительная оценка надежности и рисков. Таблицы сравнения альтернативных вариантов предложений. Протокол предварительной экспертизы. |
Рабочая группа.
Служба управления развитием совместно со службами корпорации. |
Этап |
Содержание работы |
Результаты работы |
Исполнители |
Рекоменда-тельный |
Проведение экспертизы предложений. Рассмотрение руководящими органами корпорации заключения экспертной комиссии и принятие окончательного решения. Окончательное оформление принятых предложений. Составление проекта план-графика создания направления с учетом рисков и вариантов реагирования. |
Протокол заседаний экспертной комиссии. Решение собственников корпорации
План-график создания направления. |
Экспертная комиссия. Собственники корпорации совместно с высшим менеджментом. Служба управления развитием совместно со службами корпорации. |
Создание |
Разработка и согласование необходимой документации. Подготовка и освоение производства, подготовка и организация систем управления. Оценка фактических показателей работы направления. Сравнительный анализ фактических и проектных показателей. |
Таблицы сравнения фактических и проектных показателей. Протокол заседаний экспертной комиссии. Протокол предварительной экспертизы. |
Службы корпорации под контролем высших менеджеров.
Экспертная комиссия. |
Отладка |
Разработка вариантов корректирующих действий и проведение необходимых расчетов. Рассмотрение вариантов совместно со специалистами заинтересованных служб. Отбор наиболее рациональных вариантов предложений для реализации. Реализация утвержденных вариантов. |
Описание вариантов, экономические расчеты, оценка надежности и рисков.
План-график корректирующих мероприятий. |
Рабочая группа. Служба управления развитием совместно со службами корпорации. Экспертная комиссия. Службы корпорации под контролем высших менеджеров. |
Список контрольных вопросов для анализа и оптимизации деятельности структур.
Под структурой понимается организация, предприятие, фирма, банк, подразделение, департамент, отдел, сектор или отдельный исполнитель.
- Какая основная задача, функция реализуется структурой?
- Если представить идеально работающую структуру, как в таком случае она выглядит?
- Что будет, если ликвидировать рассматриваемую структуру?
- Какие и сколько целей, функций выполняет структура, нельзя ли часть из них сократить или передать другим структурам?
- Каким другим способом можно выполнить функции структуры?
- В каких других областях деятельности существуют подобные структуры и, если они работают лучше, нельзя ли позаимствовать принципы их организации?
- Можно ли разделить структуру на части?
- Можно ли объединить несколько структур с подобными функциями?
- Есть ли у структуры периоды более и менее напряженной работы и нельзя ли их полезно использовать?
- Если загрузка структуры носит периодический характер, нельзя ли сделать ее постоянной?
- Нельзя ли поменять последовательность действий структуры (сначала продать товар, а потом произвести его)?
- Нельзя ли исключить подготовительные, предварительные, вспомогательные функции при работе структуры?
- Какой элемент структуры самый слабый, напряженный, критичный (самое узкое место)? Нельзя ли его отделить от структуры?
- Какие элементы структуры в первую очередь дают сбои?
- Какие факторы, функции в работе структуры самые «вредные» и нельзя ли их использовать?
- Нельзя ли упростить структуру, добиваясь не 100% полезного эффекта, а чуть меньше или чуть больше?
- Можно ли заменить специальные, уникальные, требующие индивидуального подхода операции стандартными процедурами?
- Какие дополнительные функции может выполнять структура?
- Можно ли заменить элементы структуры более «дешевыми», компенсировав замену перестройкой работы структуры?
- Где в структуре заложена избыточная надежность или качество выполнения функции?
Резюме
Управление развитием и тем более становлением системы не может осуществляться от случая к случаю. Это такие же профессиональные процессы, требующие профессионального подхода.
Домашнее задание № 8
- Проанализируйте и представьте работу вашего предприятия в контексте устойчивых функций входа-реализации-выхода.
- Определите, чего не хватает для штатного управления углом β.
- Предложите последовательность действий, обеспечивающую устойчивый, штатный рост угла β.
- Определите, чего не хватает вашему предприятию для перехода от развития к становлению, что определяет переход от линейного развития (угол β постоянный) к экспоненциальному.