Занятие 11. РИСКИ СИСТЕМ СТАНОВЛЕНИЯ. ЗАЦИКЛИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предыдущие занятие

Содержание занятия:

  1. Оценка рисков системы в статике (риски развития):
    • определение рисков системы в статике;
    • источники риска системы в статике;
    • оценка и управление рисками.
  2. Механика рисков становления:
    • становление Героя (Болконский), движение Героя по кругу (Маресьев), становление характера Героя в реальности (Солженицин);
    • риск цикла, оперирование циклом, плюсы и минусы цикла;
    • механизм деградации личности.
  3. Типовые риски Героя (системы):
    • стратегические риски деградации, зацикливания, развития;
    • риски Героя становления;
    • риски и ресурсы системы «человек – предприятие».
  4. Домашнее задание № 11.

Цель занятия:

  • Разобраться, когда выход на «двойной плюс» – это действительно становление и переход на новый, более высокий уровень, а когда – просто форсирование средств и «бег по кругу» без получения нового качества.
  • Научиться использовать систему рисков как действенный инструмент развития и становления.

Почему это надо:

Чтобы не заблуждаться мнимым становлением, когда в действительности идет цикл или вырождение системы, чтобы сознательно выстраивать события так, как считаешь должным.

1. Оценка рисков системы в статике. Учет источников рисков, оценка рисков как оценка систем защиты от них, управление рисками.

Определение рисков системы в статике.

Риски системы всегда можно свести к понятию кредитного риска, если мы понимаем под кредитом не только банковский кредит, но и внутреннее кредитование, кредитование того или иного дела своим временем, работой своих структур. Проблема заключается в том, что оценивать риски математическими методами можно только в стабильной ситуации. Другими словами, если нет стабилизирующих факторов (закон, традиции, стиль работы) или система находится в становлении, оценить риски можно только качественно.

«Что даст банку оценка финансового состояния заемщика? Все что угодно, но только не уровень риска, связанного с возможным неисполнением им своих обязательств перед банком» (А. Давыдов, Риски и банковский надзор, Внешняя оценка кредитных рисков // «Валютное регулирование и ВЭД». 2003. № 6).

 «По аналогии с рекомендациями Базельского комитета и системой оценки CAMELS мы предлагаем отталкиваться от пяти базовых уровней: 0, 10, 20, 50, 100% кредитного риска» (там же).

Источники риска системы в статике, их оценка и управление.

Если рассматривать предприятие с точки зрения треугольной схемы (см. занятие № 5), то имманентные параметрические точки (шесть групп) и будут точками, удобными для диагностики рисков. Естественно следует учитывать надсистемный (НС), системный (С), и подсистемный (пС) уровни.

По структуре:

НС – управление партнерами, клиентами поставщиками,

С – управление регламентами работы предприятия,

пС – управление профессиональными и деловыми качествами персонала.

По деньгам:

НС – риски ресурсов поручителей, партнеров, клиентов, поставщиков,

С – риски системных ресурсов: залога, недвижимости и т.д.,

пС – риски операбельности (квалификация и опыт бухгалтерии, опыт предыдущей работы с кредитами и т.д.

По рискам:

НС – наличие запасных партнеров, клиентов, поставщиков (в том числе кредиторов),

С – наличие многослойной системы юридической защищенности,

пС – наличие системы предотвращения несанкционированных действий персонала.

Оценить риски можно с точки зрения существует ли динамичная система обработки того или иного риска. Если не существует, то риск можно определить как 100%, если система обработки работает с опережением реального времени, если она предусматривает варианты реагирования, то риск может стремиться к 0%. По сути, мы оцениваем не сам риск (исходим из того, что он 100%), мы оцениваем систему страхования рисков. Соответственно, управляя (создав систему управления) системой страхования рисков, мы управляем рисками в статике.

Примечания.
1) Для работы полезно иметь под рукой основные факторы, присутствующие в управлении рисками. Вот они: управление, контроль, элемент управления, система, функция, закон, кризис, застой, программа действий, цели, задачи, решение, деятельность, воздействие, внимание, стимул, мотив, интересы, влияние, монополия, приказ, власть, условия, переговоры, потребности, обслуживание, обязательства, стратегия.
2) Не представляет труда построить систему управления холдингом содержащую в себе механизм управления рисками развития (рисками системы в статике).

2. Механика рисков становления.

Синоним риска – возможность.

В девятом занятии упоминается, что для постороннего наблюдателя, кульминация может выглядеть как некий кризис системы. Но если, наоборот, к кризису подходить как к кульминации, то имеем конструктивную ситуацию, в которой содержится серьезный потенциал становления. Обычно, при управлении ситуация в своей кульминационной фазе воспринимается как риск, как опасность, однако если драмконфликт правильно построен и, далее, решена задача перевода его трагической части в фантомную область (бытие в возможности, но не в действительности; истинно комическое), то кульминация оказывается областью, где при минимальных затратах достигается максимальный эффект.

НО! Эффект эффекту – рознь. Самые опасные риски связаны с незаметным переходом от процесса становления к развитию и, далее, к деградации. Рассмотрим, как конкретно такое происходит.

Два примера. Оба, казалось бы, на одну и ту же тему: молодой человек и война. Но принципиально различаются конечным результатом, так называемым «двойным плюсом»: «++».

Пример 1. Л. Толстой «Война и мир».

Модель развернутого драматического конфликта для князя Болконского.

Первый блок («+»):

1.

Система: Князь Андрей Болконский – высшее общество.

2.

Цели системы: Преодолеть пустоту праздной светской жизни.

3.

 

 

 

 

Движущие силы системы:

3.1. Война между Австрией и Францией.

3.2. Наполеон – кумир князя Андрея.

3.3. Семейные неурядицы.

3.4. Честолюбие князя Андрея.

4.

Решения (средства), используемые системой (трансформация системы): Князь Андрей отправляется в действующую армию

5.

Предполагаемый результат, соответствующий исходной цели: Князь Болконский удовлетворяет свое тщеславие, участвуя в сражениях.

Второй блок («–»):

6.

Трансформированная система в процессе использования решения (система’): Князь Андрей – война.

7.

Обновленные цели в процессе использования решения (цели’): Достичь славы, величия, совершить подвиг.

8.

Движущие силы трансформированной системы – скрытые движущие силы, возникающие в ходе использования решения:

8.1. Постоянная смертельная опасность.

8.2. Воля к достижению славы, величия.

9.

Реально действующие «решения» (средства) в рамках новых, скрытых движущих сил: Князь Андрей презирает опасность, ищет возможности отличиться.

10.

Реальный результат, НЕ соответствующий исходной цели: тяжелое ранение под Аустерлицем, разочарование в прежних идеалах, ревизия жизненных ценностей перед лицом смерти.

Третий блок («++»):

11.

Трансформированная система, определяемая реальным результатом (система’’): «новый» князь Андрей – «новая» (отечественная) война.

12.

Обновленные цели, определяемые реальным результатом (цели’’): Защитить Родину.

13.

Проявленные на реальном результате новые движущие силы:

13.1. Русская армия отступает.

13.2. Народный характер войны.

13.2. Патриотизм князя Андрея.

14.

Решения (средства) по проявленным движущим силам, как по сверх-ресурсам: Болконский отправляется на войну с Наполеоном, движимый патриотическими чувствами.

15.

Сверх-результат, включающий достигнутую исходную цель: Болконский обретает достоинство, погибая за Родину.

Модель свернутого драматического конфликта для князя Болконского.

1.

Князь Болконский, считающий себя благородным, честным достойным человеком,

2.

Движимый желанием преодолеть бессмысленность и пустоту светской жизни, утвердить свое достоинство,

3.

Стремится к славе и величию и,

4.

Опираясь на свое понимание средств, отправляется в Австрию в действующую армию.

5.

Но! Новые условия: лишения, боль, страдания и смерть людей, постоянная смертельная опасность,

6.

Делают позицию князя Болконского ошибочной: приводят его на грань гибели под Аустерлицем и заставляют изменить свое отношение к жизни, понять мелочность и ничтожность тщеславных устремлений.

7.

Но! Новые условия: начало отечественной войны,

8.

Делают князя Болконского позицию вдвойне ошибочной и приводят к желаемому по сущности: князь Андрей едет воевать за Родину, не заботясь о славе и признании, жертвует собой во имя Родины.

Пример 2. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Модель развернутого драматического конфликта для Маресьева.

Первый блок («+»):

1.

Система: Молодой человек – военное общество.

2.

Цели системы: Молодой человек мечтает стать асом, известным всей стране.

3.

Движущие силы системы:

3.1. Идет война.

3.2. Патриотизм молодого человека.

4.

Решения (средства), используемые системой (трансформация системы): Молодой человек идет в армию, проходит курсы летного состава, попадает на фронт и становится опытным летчиком.

5.

Предполагаемый результат, соответствующий исходной цели: Молодой человек, являющийся опытным летчиком, умело воюет с врагом.

Второй блок («–»):

6.

Трансформированная система в процессе использования решения (система’): Молодой человек, каждодневно стоящий лицом к лицу с опасностью.

7.

Обновленные цели в процессе использования решения (цели’): Совершенствовать боевой опыт, остаться в живых.

8.

Движущие силы трансформированной системы – скрытые движущие силы, возникающие в ходе использования решения:

8.1. Постоянное совершенствование боевой техники и опыта врага.

8.2. Усталость летчиков и изношенность техники из-за постоянных боевых действий на фронте.

9.

Реально действующие «решения» (средства) в рамках новых, скрытых движущих сил:

9.1. Компенсировать техническое отставание излишним риском.

9.2. В бой отправлять слабо обученных молодых летчиков, не способных вести полноценные бои.

10.

Реальный результат, НЕ соответствующий исходной цели: Молодой человек сбит в бою, ранен, попал в госпиталь, ампутированы ноги, находится в глубочайшей депрессии.

Третий блок («++»):

11.

Трансформированная система, определяемая реальным результатом (система’’): Молодой человек-инвалид – военное общество.

12.

Обновленные цели, определяемые реальным результатом (цели’’): Остаться полноценным членом общества.

13.

Проявленные на реальном результате новые движущие силы:

13.1. Ненависть к врагу.

13.2. «Идеологическая» поддержка окружающих.

13.3. Желание быть свободным (полноценным) человеком.

14.

Решения (средства) по проявленным движущим силам, как по сверх-ресурсам:

14.1. Научиться жить на протезах, как будто на своих ногах.

14.2. Вернуться в строй и снова летать и драться с врагом.

15.

Сверх-результат, включающий достигнутую исходную цель: Летчик на протезах, летающий на новом типе истребителя, не раз побеждающий в воздушных боях, получивший звание Героя Советского Союза.

Модель свернутого драматического конфликта для А. Маресьева.

1.

Маресьев, считающий себя сильным, смелым, подготовленным;

2.

Движимый патриотизмом, честолюбием и суровыми военными условиями,

3.

Стремится к славе,

4.

Опираясь на свое понимание средств достижения цели:

идет добровольцем в армию, заканчивает летную школу и попадает на фронт, где быстро приобретает боевой опыт.

5.

Но! Новые условия: приходится вести ожесточенные бои на изношенной технике с хорошо вооруженным и подготовленным противником,

6.

Делают позицию Героя ошибочной и приводят его к поражению в воздушном бою, ранению, госпиталю с ампутацией обеих ног.

7.

Но! Старые условия: желание быть полноценным человеком, ненависть к врагу и старые люди, окружающие Героя и оказывающие мощную «идеологическую» поддержку,

8.

Делают его позицию вдвойне ошибочной и, помогая ему научиться владеть протезами как собственными ногами, пройти переобучение на новейший вид истребителя, позволяют вернуться в строй, успешно драться с врагом, и делают его известным и уважаемым членом общества.

Оба примера наглядно иллюстрируют две противоположные ситуации. А именно. Чем отличаются герои первого и второго драмконфликтов? На первый взгляд, конечным результатом. Болконский погиб, а Маресьев остался в живых, научился управлять самолетом на протезах и, вообще, стал национальным героем. Но, вот парадокс: Болконский – это пример позитивного, развивающегося Героя, а Маресьев – это пример Героя зацикленного, Героя «бегущего по кругу». Почему? Давайте разберемся.

Л. Толстой был первым, кто сказал, что война – это плохо. До него считалось и утверждалось, что война – это хорошо, война – это красиво: гусары, аксельбанты и т.п. Военный – это настоящий мужчина, это герой, это защитник, а война – это «праздник души, именины сердца». Но Л. Толстой в «Войне и мире» первым убедительно и доходчиво показал очень простую мысль: война – это плохо. До Толстого так никто не считал.

Рассмотрим драмконфликт князя Болконского.

1) «+» – война это хорошо, надо воевать, это мужественно, это защита светлых идеалов.

2) «–» – война – это грязь и мерзость, и ничего в ней хорошего нет.

3) «++» – но, когда надо побеждать, значит надо, куда денешься, и не в счастье дело.

Здесь: «+» – это один характер, «–» – другой характер, «++» – сверх-характер, который включил в себя все предыдущие.

Другой пример – драмконфликт Маресьева.

1) «+» – надо воевать за Родину! За Сталина!

2) «–» – неудача: сбили и покалечили.

3) «++» – не беда, что инвалид, все равно надо воевать за Родину! За Сталина!

Чем отличаются драмконфликты Болконского и Маресьева?

Болконский разочаровался в своих взглядах на войну, но в отношении Маресьева – полная противоположность.

Сравним характеры Героев.

Характер Болконского:

1) Война, слава, врага надо уничтожить.

2) Война – это плохо, как бы это ни выглядело и какими бы словами ни прикрывалось.

3) Да, иногда приходится воевать. Но не ради славы, не ради самореализации, не ради идеологии, а ради более высоких ценностей.

Характер Маресьева.

1) Надо воевать за Родину, за Сталина, против фашистов. Ура!

2) Воевать не получается: сбили и покалечили.

3) Все равно надо воевать за Родину, за Сталина, против фашистов, но еще интенсивнее. Ура! Ура! Ура!

Заметьте, средства у Маресьева по сущности не изменились – они лишь форсировались. Средства, оставшись теми же самыми, приняли немного иную форму.

В этом состоит действие механизма идеологии: человек зацикливается на форсировании средств.

Рассмотрим, как это происходит. События развиваются следующим образом: есть некая цель, человек действует и получает негатив. Но вместо того, чтобы сменить средства, начинает форсирование существующих.

Например, я сижу и бьюсь головой об стенку – хочу ее проломить. Стенка не поддается. Значит, я слабо бью головой, надо бы разбежаться и врезаться в нее со всей силы… Ах! Неудача. Стенка упорно не желает ломаться. Ладно, тогда мы разгонимся на мотоцикле… Ой! Что-то в голове хрустит? Ничего, тогда мы будем тренировать головную кость… Заметьте, меняется только форма средств: то я сидя пробиваю стену, то с разбега. Но сущность средств остается неизменной: на стену я пытаюсь воздействовать только головой и ничем иным.

С другой стороны, можно сказать: хорошо, давайте отойдем от художественного произведения и попытаемся реально взглянуть на жизнь. Вот война, вот надо победить фашистов. Какая же здесь может быть сдвижка характера? Пример сдвижки характера – А. Солженицин. Надо воевать – человек воюет, проходит всю войну, но начинает понимать, чего реально эта война стоит и как людей превращают в пушечное мясо. После этого становится тем, кем он есть сейчас.

Еще один критерий того, есть ли сдвижка характера, или движение идет по циклу: по циклу идет так называемое псевдо-возвышенное, легко поддающееся комедизации. Попробуйте комедизировать Болконского. А Маресьева?..

Итак, еще раз. В реальности действие, как правило, идет по циклу. Реальный человек форсирует средства до предела, до абсурда, пока голову себе не проломит. Некоторым даже не хватает целой жизни, чтобы выйти из цикла.

Но! Для того чтобы делать бизнес, для того, чтобы уметь реализовывать свои идеи, для того, чтобы самостоятельно уметь регулировать условия собственной жизни, необходимо профессиональнейшее умение отработки цикла.

Форсирование фактора – это накачивание ресурса, который конечен. Форсирование должно быть до тех пор, пока система не займет устойчивое положение.

Но мы не можем взять рецепты на все случаи жизни – все зависит от конкретной ситуации!

Что же все-таки дают циклы? Есть определенная польза от владения циклом:

  • циклы дают новые факторы – начинаешь эти факторы замечать;
  • циклы помогают человеку понять, что пора менять средства.

Но циклы плохи тем, что без управления они пожирают ресурсы, ресурсы сил, терпения, времени, средств… Циклы создают лишь иллюзию жизни.

Механизм деградации личности.

Бесконечным цикл быть не может. Если человек раз за разом не получает результата, а средства по сущности не меняет, то он начинает просто устранять мешающие факторы, отсекать ресурсы («нет человека – нет проблемы»). И тогда активно включается процесс деградации системы: система деморализуется, начинает все более цинично паразитировать на внешних ресурсах – подлость, обман, фальсификация, а также упрощение целей (от «осчастливить человечество» до «обставить квартиру», «сделать карьеру»). Но именно в этом состоит и механизм самоуничтожения зла – его стремительная деградация и самопроедание.

3. Типовые риски Героя (системы). Стратегические риски деградации, зацикливания, развития. Риски Героя становления.

Иерархию начальных характеров Героя удобно рассматривать по ассоциации с неким обобщенным путем жизни (здесь названия носят условный характер).

1. Ребенок – достоинство

4. Родитель – семья

7. Помощник – государство

2. Подросток – дружба

5. Семьянин – честь

8. Советник – родина

3. Молодой человек – слава

6. Обеспеченец – сословие

9. Организатор – церковь

Здесь, например, характер «подросток» означает не собственно подростка, а Героя с соответствующими основными свойствами. Так если рассмотреть как Героя все человечество, то можно сделать вывод, что при обостренном интересе к вопросам секса, насилия, лидерства, человечество в целом, скорее, обладает характером незатейливого молодого человека (чтобы убедиться в этом, посмотрите телевизор).

Рассмотрим, какую форму могут принимать риски, и с чем они связаны в процессе становления Героя.

характер

мотив

сюжет

ребенок

достоинство

любовь

подросток

дружба

жертва, мольба, затравленный

молодой человек

слава

ненависть, бунт, месть, кровосмешение, страсть, соперничество, честолюбие

родитель

семья

ревность, адюльтер, убийство, отважная попытка, спасение

семьянин

честь

несчастье, бесчестие, потеря близких

обеспеченец

сословие

неосторожность, похищение

помощник

государство

самопожертвование, достижение

советник

родина

загадка, жертва близким, борьба против бога, судебная ошибка, совесть

организатор

церковь

безумие, вновь найденный, любовь

Примечания.
1) Здесь риски связаны не столько с самими сюжетами, сколько с областями интересов, в которых они находятся.
2) Более подробно систему рисков Героя в становлении можно найти в книге Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин, Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Мн.: Беларусь, 1994.

Для системы «человек-предприятие» можно выделить следующие основные возможности и анти-результаты.

Уровни явления

Цель

Средства (+форсаж)

Анти-результат

Цель

Средства

Результат

1. Ребенок – достоинство

Потребность в удовлетво­рении амбиций и желаний

Резкость, бескомпро­мисность

Желания эгоиста не реализованы, отторгается, непризнан­ный гений

Социально адаптироваться

Создание или включение в группу по интересам

Возникнове­ние своей минимальной инфраструк­туры

2. Подросток – дружба

Перестать быть жертвой других в инфраструк­туре

Уговоры, мольба, апелляции

Затравили, как не выполняющего регламент

Отомстить ненавистной системе

Бунт в одиночку и с друзьями

Разрушение своих и дружествен­ных ресурсов

3. Молодой человек –слава есть, но…

Воссоздать себя и окружение, совершить подвиг

Забрать ресурсы у окружения, конкурентов, соперников

Не созданное самим, отобранное у других – пусто

Доказать значимость достижением ярких целей

Цель оправдывает средства

Результаты есть, но они формальны

4. Родитель – семья, дела

Владеть делом

Удерживать людей не допуская их самостоятель­ности

Соратники занимаются леваком, уходят к конкурентам

Реорганизовать дело с удовлетворе­нием интересов различных людей

Создавать новое без потери уже имеющегося

Все довольны новой структурой

5. Семьянин – честь

Сплотить и стабилизи­ровать соратников вокруг себя

Обучение соратников при жестком контроле их деятельности

Уход соратников в свои дела

Сохранить себя и дело

Консолидация с партнерами

Стабильность партнеров

6. Обеспеченец – сословие

Обучение устаревшим по форме методам

Завышенные требования к ученикам «умникам»

Дело уходит к более практичным и современ­ным

Возврат дела

Обновлять опыт новой действитель­ностью

Саморегуля­ция адаптацией нового к классике и классики к новому

7. Помощник – государство

Реализация других

Делать дело в ключевых точках за других

Деградация других в принципи­альных вопросах

Подъем ведущих, их полная самостоятельность

Контроль «совещательным голосом»

Полная самостоятель­ность стратегичес­ких, ведущих точек

8. Советник – Родина

Передача дела на саморазви­тие

Полный уход, передача преемникам

Консервация и развал дела

Исправить ошибки и запустить дело

Честные, моральные методы

Вечная борьба, нельзя разрешить противоречи­вый комплекс законов

9. Организатор – церковь

Вырваться из бесконеч­ного разрешения противоре­чий

Сравнение (анализ) старой и новой действитель­ности

Правильный теоретичес­ки, но бесполезный в действитель­ности Метод

Сделать полезной практикой «непримени­мый» Метод

Любовь и гуманизм по отношению к реальному миру (действитель­ное разумно, разумное действитель­но)

Всеобщее, новая форма достоинства ребенка

Резюме

Как правило, люди работают с рисками по принципу реагирования. В этом случае человек выступает объектом по отношению к некому антологическому времени, по отношению к внешнему миру. Время своими событиями и своими рисками диктует человеку, что и как он должен делать.

НО! Синоним риска – возможность! Если относится к рискам позитивно, методологично, то риски оказываются исключительно эффективным инструментом становления.

Домашнее задание № 11

По одной из своих целей написать драматический конфликт, в котором сделать два цикла форсирования и третьим шагом – выход на «++».

Следущие занятие