Содержание занятия:
- Механизм управления развитием в консервативных средах.
- Структура и практика механизма управления развитием в консервативных средах.
- Управление становлением в консервативных средах.
- Особенности управления становлением во времени.
- Резюме.
- Домашнее задание № 15.
Цель занятия:
Освоить механизмы и некоторые практические навыки управления развитием и становлением в реальных, инертных системах.
Почему это надо:
Чаще всего человек видит происходящее не таким, каким оно является на самом деле, а таким, каким ему хотелось бы. Это естественно и простительно. Однако если мы имеем дело с процессами управления становлением, то должны знать не только свою точку зрения, но и точки зрения оппонентов, коллег, единомышленников. Необходимо уметь верно определить, какими средствами они будут пользоваться, как будут трансформироваться их цели, на каком этапе становления, чем можно помочь.
1. Механизм управления развитием в консервативных средах.
Вообще говоря, любое предприятие, организацию можно априори рассматривать как консервативную, инертную систему. Основной особенностью таких систем является их работа по принципу: «на всякую энергию действия находится равная по силе энергия бездействия». Проще говоря, такого рода системы со всем будут искренне соглашаться, благожелательно кивать головой и… оставлять все без изменений. Различные новшества и управляющие акции будут благополучно уходить в песок.
Такая ситуация очень напоминает действие сущности человека. Что бы форма там не выдумывала, какие бы замечательные желания не декларировала, а будет так, как того хочет сущность. Вспомним механизм управления, который «использует» сущность. Можно представить себе конвейер из ряда последовательно соединенных звеньев и у каждого звена есть своя шестеренка. Если в одну из шестеренок попадает гайка, то останавливается весь конвейер. Когда сущность хочет остановить работу, она никогда не станет откровенно сыпать гайки в шестеренки. Нет. Она так поставит ящички с гайками (только ради удобства персонала!), чтобы вероятность случайного падения гайки в шестеренку была процентов десять. А шестеренок много…, а гаечек еще больше… Вот мы и получаем ситуацию, когда конвейер раз за разом будет останавливаться. Теперь можно проводить мероприятия по выравниванию рук у персонала, можно придумывать самые необыкновенные мероприятия по увеличению надежности работы конвейера, но сущность свое дело уже сделала и нужная продукция к нужному сроку гарантированно выпущена не будет.
Конечно, приведенный пример – это упрощение. Но принцип работы сущности такой: набирается критическая масса возможностей срыва, причем каждая отдельная возможность сама по себе незначительна, мало вероятна и сама по себе не вызывает подозрений. По форме все получается и все идет как надо (почти). Однако, существуя вместе, такие негативные возможности гарантированно приводят к желаемому сущностью результату. Представьте себе много маленьких слов «да», из которых сущность складывает одно большое и основательное «НЕТ».
Сущность эффективно управляет системой (человеком) вне зависимости от того, что он хочет на осознанном уровне. Мы имеем ситуацию эффективного управления консервативной системой, консервативной средой.
Технологически механизм позитивного управления в консервативных средах работает точно так же, как и механизм негативного управления. По-другому ставится задача. Здесь:
- Во-первых, даже наихудший вариант результата должен быть для нас приемлемым.
- Во-вторых, необходимы механизмы, регламенты, алгоритмы действий которые раз за разом воспроизводят необходимый положительный результат.
- В-третьих, положительный результат должен появляться не по одной, так по другим причинам (диверсификация получения требуемого результата). Естественно, чтобы иметь возможность маневра конкретными целями необходимо наличие иерархии достойных целей. С точки зрения драматического конфликта, отрицательный результат является вторым блоком, является основой, которая автоматически приводит к третьему блоку.
2. Структура и практика механизма управления развитием в консервативных средах.
Современное предприятие всегда можно представить в виде двух блоков. Первый можно назвать «блок инструмента» (производственные мощности для завода, система продаж для торговой фирмы и т.д.), второй – «блок обеспечения» (системы технологической оснастки для цеха, системы обеспечения продаж для торговой фирмы, системы управления, финансово-экономические системы предприятия и т.д.).
Для профессионального управления развитием и становлением требуется третий блок, который этим и занимается (см. занятие 5). В реальности это не обязательно некий отдел или департамент, хотя возможно и такое. Главное, чтобы на профессиональном, регулярном уровне выполнялась функция управления развитием и становлением. Принципиальное требование к реализации такой функции – все остается без изменения, но появляется новое качество. Консервативные системы с удовольствием съедают и переваривают любые новшества, поэтому наиболее эффективным способом является введение минимальных поправок в уже идущие процессы. Поправки играют роль катализатора, они не замечаются системой, не рассматриваются как вредные и не отторгаются. Вводятся такие поправки в уже идущие механизмы и процессы. Так, классическим механизмом регулирования деятельности, практически для любого предприятия являются совещания. Рассмотрим вариант превращения совещаний в действенный механизм управления развитием.
Пример любезно предоставлен господином Д. Б. Мельниковым, владельцем компании «Уолл-Стрит» (г. Минск, Республика Беларусь).
Технология проведения совещаний.
Подготовка к совещанию: подготовить повестку, список задач на контроле. Определить примерный регламент совещания (количество времени на блок).
1. Контроль выполнения предыдущих решений.
1.1. Просмотреть и выбрать по списку задач на контроле (повестке текущего совещания) задачи, контрольный срок выполнения которых соответствует текущей дате.
1.2. Предоставить слово для доклада по этим задачам ответственным за их выполнение (по порядку, по каждой задаче).
2. Принятие решений по срокам и качеству выполненных/невыполненных решений с обязательной письменной фиксацией.
2.1. На основании доклада ответственного за выполнение каждой задачи, сделать заключение, выполнена либо не выполнена данная задача и сделать соответствующую отметку в перечне задач на контроле.
2.2. В случае если задача не выполнена, выяснить причину (если она не была освящена в ходе доклада):
2.2.1 Не достаточен срок для выполнения – установить новый контрольный срок (с письменной фиксацией).
2.2.2. Недостаточно информации для выполнения – определить (по согласованию с ответственным) необходимость привлечения специалистов внутри Компании либо из вне.
2.2.3. В случае необходимости (отсутствия объективных причин для невыполнения задачи) определить и довести до ответственного меры дисциплинарного воздействия.
3. Информирование сотрудников об изменениях:
3.1. Во внешней обстановке (валютный курс; проверки, конкуренты, клиенты и т.д.). 3.2. В Компании. 3.3. В отделе. 3.4. У сотрудников отдела. |
А) За прошедшую неделю. Б) За текущую неделю. В) На предстоящий месяц.
|
Посмотреть свои ежедневники и информировать о возможных событиях в указанных периодах.
|
- На основании собственных заметок и наблюдений сделать доклад по п.п. 3.1.-3.4.
- Предоставить слово для доклада по п.п. 3.1.-3.4. остальным участникам мероприятия в порядке очередности.
4. Предоставить участникам мероприятия (в том числе и ведущему) возможность задать вопросы выступающим по п. 3.
5. Предоставить возможность выступающему дать ответы на уточняющие вопросы. В случае большого количества вопросов (время обсуждения превышает регламент), либо их узкой направленности (в обсуждении участвуют менее половины присутствующих), определить время и формат дополнительной консультации.
6. Разбор проблемных ситуаций и рекламаций за прошедший период.
6.1. На основании перечня проблемных ситуаций и рекламаций за прошедший период предоставить всем участникам мероприятия возможность задать необходимые, на их взгляд, вопросы, а «авторам» – ответить на них.
6.2. Выделить и взять на контроль к следующему мероприятию наиболее значимые и «незакрытые» вопросы.
7. Выработка типовых решений по проблемным ситуациям (с обязательной фиксацией в FAQ).
8. Принятие новых решений и постановка задач с обязательной письменной фиксацией. Формирование повестки следующего совещания.
8.1. Формулировка задачи.
8.2. Определение срока исполнения.
8.3. Назначение ответственного за исполнение.
8.4. Запись информации по п.п. 8.1.-8.3. в список задач на контроле либо повестку соответствующего комитета (совещания).
9. Консультирование сотрудника по оптимальному выполнению принятых решений. Предоставить возможность назначенным ответственным за выполнение принятых решений задать необходимые им для исполнения уточняющие вопросы либо назначить другие дату и время проведения консультации (при необходимости присутствия специалистов поставить их в известность).
10. Разное:
10.1. Просьбы, заявления, пожелания.
10.2. Сообщения.
10.3. Вопросы.
11. Назначить дату, время, участников следующего совещания. После совещания внести изменения в свои рабочие планы.
Может сложиться впечатление, что все примерно так и делают. Главное здесь слово «примерно». Отличие приведенной технологии от типовых совещаний в том, что здесь происходит накопление положительного эффекта. Накопление положительного эффекта можно проиллюстрировать последовательностью Фибоначчи, где каждый последующий член равен сумме двух предыдущих (кстати, отношение между двумя соседними членами последовательности Фибоначчи это отношение золотого сечения). Кроме того, структурирование управления развитием (по деньгам, рискам, структуре) в частностях позволяет включать механизмы «постоянного действия». Рассмотрим, как господин Д. Б. Мельников переводит работу комитета в технологию работы структуры.
Алгоритм перевода работы Комитета в Технологию
- Обнаружение возобновляющихся проблем или проблемных областей, не поддающихся оперативному решению с необходимым результатом.
- Определение объекта проблем (должники, менеджеры, неликвиды и т.д.).
- Образование Комитета по определенному объекту проблем:
3.1. Состав.
3.2. График.
3.3. Регламент.
- Снятие самых острых проблем (зубной боли) объекта.
- Раскладка проблемной области на составляющие по объектам управления (должники, менеджеры, неликвиды), список проблем и объектов управления.
- Введение критерия для отделения объектов подлежащих управлению от объектов, не подлежащих управлению (критерий неликвида, критерий должника, критерий плохого менеджера).
- Фиксация состояния проблемы по каждому объекту управления в динамике (история изменения параметров объекта).
- Фиксация факторов (+, –) по объектам управления + выработка мероприятий по достижению нужного (наилучшего) результата + постановка их на контроль.
- Выполнение мероприятий, контроль результатов выполнения и корректировка результатов выполнения.
- Описание типовых проблем и типовых мероприятий по их решению.
- Описание алгоритма работы Комитета над типовыми проблемами а виде Технологии.
- Разработка плана-графика внедрения технологии.
- Коррекция работы Комитета под новую ситуацию (см. п. 1)
13.1. Изменение функций комитета, контроль адекватности технологий и разбор нестандартных ситуаций.
- К исполнителям переходят стандартизированные комитетом функции.
3. Управление становлением в консервативных средах.
Опираясь на управление развитием можно перейти к управлению становлением. Естественно для накапливания эффекта развития нужен ориентир в виде системы достойных целей. Тогда дополнительно к критериям развития подключаются критерий, когда каждый шаг развития должен создавать основу для следующего.
Внимание! Нельзя допускать ошибку под названием «светлое будущее», когда все силы брошены на получение отдаленных результатов в ущерб надежности и основательности тыла (мужской тип мышления). С другой стороны, зависание на имеющихся ресурсах (женский тип мышления) приводит к «проеданию» ресурсов становления. Данное противоречие разрешается следующим образом, при постановке задач развития накладывается обязательный критерий – из возможных результатов предпочтение отдается такому, который будет значимым плацдармом в системе достойных целей. При постановке задач становления предпочтение отдается таким путям, которые обеспечивают оперативную надежность и диверсифицированность. Естественно, такое маневрирование задачами и результатами возможно только в том случае, если есть инструментарий гарантированного решения задач с гарантированным качеством в требуемые сроки.
Одним из факторов расширяющих возможности выбора конкретных путей становления является развитая система личных мотивов человека. Так, например, если человек мотивирован только личным успехом, только благосостоянием своей семьи и т.д., ему и в голову не придет, что развертывание холдинга или системы холдингов возможно и путем соответствующего образования собственных сотрудников, когда бывшие сотрудники становятся не только лидерами, но и собственниками, не только собственниками-управленцами, но и сами образовывают своих сотрудников, которые развертывают достойные системы (см. третью строчку таблицы в конце занятия №12).
4. Особенности управления становлением во времени (Добавление к занятию 15, п. 2.6.2. Конкретные механизмы взаимосвязи трагического и комического. Тенденциозность и жанры художественных произведений).
Понимание свойств системы, с которой имеешь дело в зависимости от участка S-кривой, на котором она находится – необходимая составляющая управления становлением. Здесь ошибки приводят к неадекватным управляющим действиям и вызывают трагизм невежества.
Любое событие, действие и т.п. имеет, как минимум, две стороны, а именно: его можно рассматривать как с точки зрения Sа-системы, так и с точки зрения Sб-системы. Отсюда следует, что кроме градации смешного (трагического и т.п.) по этапам развития системы (участки S-кривой), необходимо еще учитывать и относительность: система-антисистема (Sа-Sб). Кроме этого, возможен критерий, свойственный надсистеме взаимодействующих Sа и Sб систем. Для многоконтекстных систем в этом случае используем понятия увеличения или уменьшения вероятности выживания человечества и человека. Тогда, развивающаяся система может иметь негативную или позитивную тенденцию (хорошая/плохая, прогрессивная/регрессивная, добро/зло и т.п.) и динамику развития. Кроме этого, событие может исходить (преимущественно) как от Sа так и от Sб системы, хотя в общем случае – и то, и то.
Рассмотрим это подробнее для случая прогрессивного развития надсистемы. Естественно, речь будет идти только о наиболее вероятных, доминирующих тенденциях развития систем. Комплексность и неоднородность самого их содержания пока не учитывается.
Для примера рассмотрим 2-ой участок Sа-кривой, зарождение Sб-кривой.
1. С точки зрения Sа-кривой.
a) Самооценка Sа-системы: цели и средства – хорошие: идет мощное поступательное движение; содержание – хорошее, форма идет от плохой (неудобной) к хорошей:
ОТ |
К |
1с – хорошие |
2с – хорошие |
1с – хорошие |
2с – хорошие |
1ф – плохие |
2ф – хорошие |
1ф – плохие |
2ф – хорошие |
Где: – цели, – средства.
В итоге самооценка Sа-системы: «какая я (Sа-система) все-таки молодец!». Драматизма нет и в помине. Смех здесь (Sа смеется над самой собой) веселый и оптимистичный. Смех максимален в начале участка, где содержание противоречит старой форме, и минимален к концу участка. Здесь, по Гегелю, работает первая форма комического. Он пишет: «... более комично, когда мелкие и ничтожные цели (П.Ф. – в данном случае – это цели, вытекающие из старой формы) терпят крах, не вызывают горести именно потому, что он желал чего-то крайне незначительного, так что он со свободной и радостной душою может воспрянуть после своего поражения» (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 112). «…Всеобщая почва комедии – это мир, где человек как субъект сделал себя полным хозяином всего того, что значимо для него в качестве существенного содержания его знания и свершения: мир, цели которого разрушают сами себя своей несущественностью» (там же, стр. 110).
Свертывание.
В данном случае по Аристотелю (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 143) причины, вызывающие смех Sа над собой, сами по себе приятны, поскольку каждый провал Sа лишь усиливает ее. Здесь активно работает второй род смешного по Шопенгауэру: «…понятие первоначально находится в сознании, и от него переходит к реальности и воздействию на последнюю – к поступку: объекты во всем различные, но одинаково мыслимые в этом понятии, рассматриваются и трактуются одинаковым образом, пока перед изумленным и пораженным деятелем не обнаружится их полное различие в остальных отношениях: это род смешного называют глупостью» (там же, стр. 170).
Здесь же работает шутка – преднамеренно устраиваемое несоответствие между чьими-то понятиями и реальностью. Также здесь срабатывает ирония, когда шутка прячется за серьезное. А вот юмор, когда серьезное прячется за шутку – проходит с трудом, поскольку юмор как бы инструмент предупреждения, а поводов для этого у Sа еще нет.
Кроме того, на данном этапе существует широкая база для остроумия и фарса (Фишер, А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 148-150). Более того, здесь срабатывает и шутка именно в Фишеровском смысле: «Подлинная шутка никогда не осмеивает только мнимого, она должна быть направлена на подлинно возвышенное и даже на самое высокое возвышенное, но с другой стороны, надо признать, что, поскольку она поддается комизму, то всякое возвышенное не свободно от недостатков...» (там же, стр. 143).
И, наконец, на данном участке для Sа-системы постоянно срабатывает принцип неожиданности смешного, когда старые формы неожиданно лопаются.
b) Оценка Sб-кривой с точки зрения Sа (т.е. как система Sа оценивает систему Sб).
ОТ |
К |
X1 – оценки нет, т.к. нет еще Sб-системы. |
2с – «из добрых побуждений» Sа-система великодушна. |
2с – Sа, если вообще замечает Sб, то оценивает ее так: «глупые конечно, результатов ведь нет, но ничего, пусть себе резвятся». |
|
2ф – «химера». |
|
2ф – «бестолковщина». |
Комическая грань оценки: к концу 2-го участка, Sа оценивает Sб так же, как Слон оценивает лающую на него Моську из известной басни Крылова. Содержание у Моськи противоречит форме, отсюда следуют «дурацкие», никому не нужные результаты. Отсюда, соответственно, «никому не нужное» раздувание средств, и закономерно действия этой Моськи комичны. Система Sа весело, добродушно, похлопывая по плечу, смеется над Sб. Более того, Sа может даже посмеяться и над собой, если расценивает Sб как свою часть. Гегель: «...смеются люди и над значительнейшими и глубочайшими явлениями, если только в них объявится какая-нибудь совершенно несущественная сторона, противоречащая привычкам и повседневному созерцанию людей. Смех тогда есть лишь выражение самодовольного практического ума, знак того, что и мы тоже достаточно умны, чтобы распознать контраст и почувствовать себя выше него» (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 110).
В итоге, на этом участке, смех Sа – это смех самодовольного практического ума.
Свертывание.
С точки зрения Sа системы, по Гегелю, существует контраст между действительным характером Sб и его претензиями на нечто иное, большее. Отсюда вытекают комичные результаты и, соответственно, форсируется действие (форсируются средства), порождающее комические ситуации. Если по Аристотелю, то закономерно возникают крайности, причем не приводящие ни к чему плохому, не ведущие к трагедии, а наоборот, оказывающиеся источником комического (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 58-59). В данном случае эти крайности очевидны (факт) и ведут к понятию шутка (Шопенгауэр, там же, стр. 170). Обратное соотношение здесь не выполняется (глупость по Шопенгауэру), т.к. понятие Sа истинно и постоянно подтверждается практикой. Поэтому Sа может позволить себе шутить, т.к. по Шопенгауэру шутка – преднамеренно устраиваемое несоответствие между чьим-то понятием и реальностью (там же, стр. 172). Sа может иронизировать: ирония – это когда шутка прячется за серьезное (там же, стр. 172); но вот юмор по отношению к Sб здесь не уместен, ибо в нем серьезное прячется за шутку, а отношение Sа к Sб серьезным еще не является.
Также с трудом работает здесь и остроумие, состоящее в том, что нечто возвышенное попадает впросак (Фишер, там же, стр. 149).
Система Sа по отношению к Sб скорее склонна к фарсу, в котором обе стороны контраста раскрываются лишь с чувственной стороны. Возвышенное здесь выступает как внешнее и проявляется в том, что возвышенное попадает в ловушку весьма грубых приемов. Тут играют большую роль телесные повреждения из-за собственной неловкости Sб и т.п. (там же, стр. 148).
Трагическая грань оценки минимальна, хотя Sа высокомерно сочувствует Sб, как сочувствуют детям, сирым, убогим и ненормальным.
c) Оценка Sа-системой ситуации (событий) сводится к тому, что жизнь в основном прекрасна и справедлива, взаимодействие с Sб-системой она расценивает как свои внутренние дела.
2. С точки зрения Sб-кривой.
a) Самооценка Sб-системы: характеризуется сомнениями и метаниями. Sб еще не сформировалась и всякие различия между собой и материнской системой воспринимает болезненно.
ОТ |
К |
X1 – оценка совпадает с Sа, т.к. он еще не различимы. |
2с – хорошие. |
2с – неоднозначность, колебания: части Sб возвращаются в Sа, части идут на поляризацию. |
|
2ф – неоднозначность, неудовлетворенность. |
|
2ф – неоднозначность, неудовлетворенность. |
В итоге самооценка Sб-системы – неуверенность. Здесь нет места для Гегелевской «бесконечной веселости», а Героем, наиболее полно отражающим этот участок Sб-системы, скорее всего, является Гамлет, со своим «быть или не быть». Неожиданностей для Sб здесь практически нет, поскольку она сама в постоянном сомнении. В комедийном плане здесь также работает шутка (Sб сама над собой подшучивает), самоирония, но на первый план выходит юмор, где серьезное прячется за шутку, а также за остроумие – в силу комплексности и противоречивости Sб на этом участке: «Остроумие есть готовность сочетать воедино с поражающей быстротой различные представления, которые по своему внутреннему содержанию и связям, им свойственным, друг другу совершенно чужды» (Фишер, А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 149-150).
В драматическом плане – это этап предпосылок, слишком много оптимизма взято у Sа, нет еще почвы для разрыва с Sа, и, следовательно, начинающиеся, казалось бы трагически, коллизии, разрешаются комическим возвратом к Sа.
b) Оценка Sа-кривой с точки зрения Sб (т.е. как система Sб оценивает систему Sа)
Характеризуется уважением. НО! и желанием исправить, улучшить некие детали. Sб еще не считает себя некой отдельной системой и расценивает Sа в общем как норму.
ОТ |
К |
X1 – оценки нет. |
2с – хорошие. |
2с – хорошие в основном. |
|
2ф – хорошие, но грубоваты: не учитывают перспектив. |
|
2ф – в основном хорошие, но грубоваты. |
В комедийном плане Sб воспринимает Sа именно в частностях, вышучивание в частностях; ирония в частностях; юмор; от наглядных частных фактов к понятию; остроумие и т.д.
В драматическом плане Sб тоже еще не осознает начало конца Sа.
c) Оценка Sб-системой ситуации (событий) подобна оценке Sа, но с тем отличием, что она менее оптимистична в частностях.
3. Посторонняя оценка Sа- и Sб-систем.
Оценка систем и их взаимодействия зависит от точки зрения.
Если оценивать с точки зрения предыдущих этапов, скажем, с точки зрения предыдущего этапа Sа, то ситуация – лучше некуда, а Sб-систем много: поди, разберись, да и незачем – пусть выживает сильнейший.
Если оценивать с точки зрения последующих этапов, то – это драма самодовольной глупости, ведущей к пропасти, а непосредственно взаимодействие с Sб расценивается как «пригрел змею на груди» и так далее.
Если рассматривать участок с точки зрения прогрессивного развития надсистемы, а это уже с точки зрения управления переходами, то прав Шопенгауэр со своим мрачным миросозерцанием, описывая такое развитие в потемках, которому действительно больше всего соответствует «горький смех, которым мы сами смеемся, когда перед нами во всем своем ужасе раскрывается истина» (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 172). И действительно, именно такое «слепое движение», неуправляемое, невежественное, когда законы делают свое дело слепо, необходимо приводит и к газовым камерам, и к Чернобылям, и, не исключено, что приведет к полной экологической катастрофе или чему-нибудь подобному (П.Ф. – и еще раз…). Именно поэтому Карл Маркс писал: «Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий. Недаром величайшие греческие поэты в потрясающих драмах из жизни царских дворов Микен и Фив изображают невежество в виде трагического рока» (там же, стр. 250).
Впрочем, эти слова справедливы и для остальных участков «нормально» развивающихся систем.
4. Характер взаимодействия Sа- и Sб-систем.
Драматический (комедийный, трагический) путь Героев.
Пользуясь принципами относительности, сам 2-ой участок Sа-кривой можно представить как S-кривую со своими этапами развития (интро-развертка). Рассмотрим относительно этого участка противоречия движения Героев.
Герой ситуации (ГС) и Антигерой ситуации (АГС), где ГС соответствует ВО, а АГС – Герою. Необходимо учитывать, что ХП отражает не столько сам участок системы, сколько переход с одного участка на другой, где конкретный участок является предпосылкой этого перехода. Тогда форма целей и средств Sа-системы приходит из новых ВО – Sб-системы. (В данном случае Sа у нас старая и регрессивная), а форма целей и средств Sб-системы соответствует старой сущности Sа.
Тогда:
Противоречия Героя старой системы – Sа (ГС): |
||
ОТ |
|
К |
1с – старые |
= |
2с – старые |
1ф – новые |
≠ |
2ф – старые |
1с – старые |
= |
2с – старые |
1ф – новые |
≠ |
2ф – старые |
Противоречия Героя новой системы – Sб (АГС): |
||
ОТ |
|
К |
1с – новые |
= |
2с – новые |
1ф – старые |
≠ |
2ф – новые |
1с – новые |
= |
2с – новые |
1ф – старые |
≠ |
2ф – новые |
Таким образом, начальная форма целей и средств Героя противоречит его содержанию и заимствуется из сущности анти-системы.
Рассмотрим Взаимодействие Героев. Для Х1 ГС по содержанию равен АГС по форме, но их формы противоречат. Форма ГС противоречит форме АГС. Это противоречие носит мягкий, затравочный характер, поскольку ГС по сущности не возражает против формы АГС. Точно также, как АГС по сущности не возражает против формы ГС.
При столкновении на неком общем действии ГС стремится, исходя из своей формы перевести АГС в новое, что у него и получается, и что ему оказывается совершенно ненужным. Аналогично стремление и результат АГС.
Однако Герои, как мы уже говорили, не понимая этого, пытаются компенсировать неудачу количественным усилением средств (целей) по той же форме и, следовательно, получают еще более мощный анти-результат для их сущности, на котором эта сущность неожиданно и проявляется. Движение этого взаимодействия по идеальной цепи действия можно представить как пошаговое смещение (по этапам идеального пути) ГС к все более и более интенсивному старому по форме.
Так Старшая Медсестра в романе К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» становится все благороднее и благороднее, а Макмерфи – все развязнее и развязнее. И так вплоть до кульминационно-финальной части, когда формы Героев приходят в полное соответствие с их содержанием (момент перехода на следующий участок S-кривой), когда противоречие между Героями становится жестким и однозначным: форма ГС, соответствующая его содержанию, противоречит форме, соответствующей содержанию АГС.
5. Взаимодействие систем, как система. Изменяемый Герой..
Изменяемый Герой (ИГ) представляет собой свертку ГС и АГС и является частью и той и другой системы. Отсюда следует множество вариантов возможного взаимодействия ИГ с боковыми (герой-антигерой, ГС-АГС) Героями, например:
- С точки зрения ГС: ИГ является частью системы, которую он (ГС) преодолевает.
- С точки зрения АГС: ИГ, соответственно, является частью ГС.
- В общем случае ГС и АГС взаимодействуют посредством ИГ. Или: ИГ даже конструктивно является и частью системы ГС, и частью системы АГС (Лир – и отец Корделии, и отец старших дочерей; Вождь – и часть системы Старшей Медсестры (сумасшедший дом), и Макмерфи (тоже сумасшедший дом)).
Драматизм (комический и трагический) самого пути ИГ также многогранен. С одной стороны, за счет наличия у него второй сущности, с другой – в начале пути он более соответствует ГС, в конце – АГС, да еще плюс к этому, в финале у ИГ появляются сверх (даже относительно Sб) качества, которым соответствует принципиально новый, относительно всего пути, драматизм (например, катарсис в трагедии).
Задачи управления.
Здесь основная задача Sб-системы – это не попасть в разряд «убогих и ненормальных» и за счет грамотного PR обеспечить себе поддержку со стороны Sа-системы.
Задача Sа-системы – отделить зерна от плевел. Получить основу ресурса становления, инвестируя ресурсы в Sб, но в такую Sб, которая не приведет к деградации.
Задача позитивных составляющих и Sа- и Sб-систем – обеспечить взаимодействие становления.
Резюме
Умея верно прогнозировать, когда и какими средствами будет пользоваться та или иная система мы в состоянии предсказать реальный результат наших управляющих воздействий. Для адекватности управляющих действий необходимо учитывать изменения целей и средств систем во времени.
Домашнее задание № 15
- Сформулировать цели управления становлением для каждого участка S-кривой.
- Посмотрите и установите взаимосвязь между жанрами художественных произведений (занятие 13) и целями управления.