Занятие 18. СТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУР ВО ВРЕМЕНИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предыдущие занятие

Содержание занятия:

  1. Общая структура третей части «Драматургии событий и явлений». Законы процессов становления структур.
    • Глава первая. Движение структуры во времени. Общие положения.
    • Глава вторая. Механика движения структуры во времени.
    • Глава третья. Синтез структурно-временного движения системы в событиях.
  2. Резюме.
  3. Домашнее задание № 18.

Цель занятия:

Ознакомиться и получить навыки проектирования и управления процессами достижения достойных целей.

Почему это надо:

Можно и без понимания структуры третей части «Драматургии событий и явлений» использовать ее некие прагматичные проявления. Но! За подобный подход придется расплачиваться. Без знания методологических основ, прагматичные приемы управления применимы только в узких, частных областях. Кроме того, поскольку вторая часть курса предназначена не только для освоения инструментов управления, но и для освоения метода создания инструментов управления для тех или иных областей, требуется понимание механизмов и принципов, по которым развиваются, деградируют и осуществляют становление не только отдельные системы, но и комплексы систем. В конечном итоге и точечное управление и линейное являются частным случаем управления становлением многоконтекстного комплекса систем во времени.

Логика создания и управления многоконтекстными системами универсальна и удобно описывается и отрабатывается на примере создания художественных произведений (ХП). Понимать эту логику, оперировать ей – значит не только понимать, какое решение имеет задача о многих тонущих мальчиках, но и уметь создавать системы, способные решать и реализовывать решения подобных задач.

Общая структура третей части «Драматургии событий и явлений». Законы процессов становления.

Так же как и во второй части, законы структур в процессе становления можно представить в виде трех групп, соответствующим трем главам.

 

1. Первая глава

2. Вторая глава

3. Третья глава

Тезис

1.1

Структурно-временная ограниченность. Часть

2.1

Точечность

3.1

Анализ и синтез структурно-временного прототипа

Антитезис

1.2

Структурно-временная безграничность. Целое.

2.2

Объемность

3.2

Синтез отраженного ХП

Синтез

1.3

Целое в части. Часть в целом

2.3

Система движения

3.3

Синтез ХП

1. Глава первая. Движение структуры во времени. Общие положения.

1.1. Структурно-временная ограниченность ХП. Часть.

1.1.1. Границы Героя.

1.1.2. Границы событий.

1.1.3. Границы ХП.

1.2. Структурно-временная безграничность ХП. Целое.

1.2.1. Безграничность Героя.

1.2.2. Безграничность событий.

1.2.3. Безграничность ХП.

1.3. Целое в части, часть в целом. ХП как сущность действительности.

1.3.1. Структура-время Героя.

1.3.2. Структура-время событий.

1.3.3. Структура-время Героя в событиях.

1.4. Трагическое как структурно-временное состояние мира.

1.4.1. Трагические герои, как отражение структуры-времени.

1.4.2. Трагическое действие, как отражение структуры-времени.

1.4.3. Трагическое движение героев в событиях, как деградация структуры во времени.

1.5. Комическое, как структурно-временное состояние развития.

1.6. Трагическое и комическое – истинно комическое, как области становления мира.

2. Глава вторая. Механика движения структуры по времени.

2.1. Точечность. Схождение определяющего и определяемого по структуре-времени к точке. Относительность бесконечного. Абсолютность конечного. Конечное.

2.1.1. Ограниченность.

2.2.1. Бесконечность.

2.3.1. Идеальная структура-время. Интенсивность, как разрешение противоречия между структурой и временем.

2.2. Объемность. Безграничность (бесконечная расходимость) определяющего и определяемого по структуре-времени. Абсолютность бесконечного. Бесконечное.

2.1.2. Нормирующая интро-развертка.

2.2.2. Нормирующая экстро-свертка.

2.3.2. Итерационный нормирующий процесс, как разрешение противоречия между интро-разверткой и экстро-сверткой.

2.3. Система движения. Абсолютность относительного, относительность абсолютного. Конечное в бесконечном, бесконечное в конечном.

2.1.3. Нормирующая экстро-развертка.

2.2.3. Интро-свертка.

2.3.3. Кульминационно-финальная структурно-временная свертка-развертка, как конечное в бесконечном и бесконечное в конечном.

2.4. Трагическое, как проекция движения мира.

2.4.1. Трагическое, как тенденциозная смена в проекции системы.

2.4.2. Трагическая структура-время. Противоречие самодвижения ИГ. Свертка. Идеальная структура-время героев.

2.4.3. Трагическое, как КФ-часть в проекции системы.

2.5. Комическое, как проекция движения мира.

2.6. Трагическое и комическое – истинно комическое, как контексты становления мира.

3. Глава третья. Синтез структурно-временного движения героя в событиях.

3.1. Анализ ситуации и синтез структурно-временного прототипа ХП.

3.1.1. Субъективность прототипа.

3.1.2. Объективность прототипа.

3.1.3. Алгоритм синтеза прототипа ХП.

3.2. Синтез отраженного ХП.

3.2.1. Субъективность отраженного ХП.

3.2.2. Объективность отраженного ХП.

3.2.3. Синтез отраженного ХП.

Алгоритм синтеза отраженного ХП.

Часть 1. Олицетворение в героях. Противоречия героев.

Часть 2. Свойства движения героев.

Часть 3. Системное движения героев.

Часть 4. Развертка противоречий героев.

Часть 5. Развертка свойств движения героев.

Часть 6. Развертка движения героев.

Часть 7. КФ-свертка-развертка движения героев.

3.3. Алгоритм синтеза ХП.

3.3.1. Субъективность как управление.

3.3.2. Объективность как управление.

3.3.3. Алгоритм синтеза ХП.

3.4. Синтез трагедии.

3.5. Синтез комедии.

3.6. Синтез ХП.

1. Глава первая. Движение структуры во времени. Общие положения.

1.1. Структурно-временная ограниченность ХП. Часть.

1.1.1. Границы Героя.

В ХП движение свойств Героя имеет имманентные структурно-временные границы.

1.1.2. Границы событий.

В ХП события имеют структурно-временные границы.

1.1.3. Границы ХП.

В ХП движение свойств Героя в событиях имеет структурно-временные границы.

Во второй части курса мы разобрались с временными границами, но и Герой и события не могут существовать изолированно, сами по себе. Движение Короля Лира невозможно без дочерей, без других героев. События, происходящие с Лиром, – ограниченная часть событий, происходящих с другими героями. Другими словами, если взять любой стремящийся к нулю момент времени, то увидим структуру взаимосвязей между героями и событиями. Кроме того, такая структура вполне конкретна и ограничена (см. Дж. Касти, Большие системы. Связность, сложность и катастрофы, М.: Мир, 1982, стр. 92, Системный анализ комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»).

Еще одно важное свойство структуры – относительно любого Героя или события вся остальная структура делится на две части: часть, способствующая движению относительно некоторого Героя, и часть, препятствующая этому движению. Так, для Лира – старшие дочери способствуют его движению к моральной гибели, а младшая – препятствует, и т.д.

Итак, движение в ХП имеет не только свойственные ему временные границы, но и ограничение по структуре. ХП, таким образом, представляет собой некоторую выделенную часть действительности.

1.2. Структурно-временная безграничность ХП. Целое.

1.2.1. Безграничность Героя.

В ХП движение свойств Героя бесконечно по структуре и времени.

1.2.2. Безграничность событий.

В ХП движение событий бесконечно по структуре и времени.

1.2.3. Безграничность ХП.

В ХП движение Героя в событиях бесконечно по структуре и времени.

С движением во времени, как правило, вопросов не возникает. Для того чтобы разобраться с движением по структуре, удобно воспользоваться таблицей химических элементов Д. И. Менделеева. При переходе от атома к атому меняются свойства химических элементов, т.е. идет движение свойств, идет структурное движение. Аналогично в ХП с различными действующими лицами. Но так же, как в химии существуют изотопы, так и ХП подразумевает неких непроявленных героев и непроявленные события. В хорошем ХП можно не только определить прошлое и будущее, но и непроявленные элементы структуры. Так можно догадаться о непоказанных в пьесе В. Шекспира «Король Лир» связях, скажем, мужа старшей дочери Лира и т.д. Кроме того, Герои и события, окружающие Лира в каждый конкретный момент времени не только взаимосвязаны, но и сами бесконечно разворачиваются по структуре в неявном виде. ХП, таким образом, отражает всю бесконечную действительность, все целое.

1.3. Целое в части, часть в целом. ХП как сущность действительности.

По Гегелю: «Сущность вещей и явлений обычно “обнаруживается” в виде хаоса беспорядочных случайностей, будучи искажена непосредственностью чувственной стихии и произвольными чертами состояний, событий, характеров и т.д. Искусство освобождает истинное содержание явлений от видимости и обмана, присущих этому дурному, преходящему миру, и сообщает ему высшую, порожденную духом действительность. Таким образом, Искусство не только не представляет собой голой видимости, но мы должны признать за его произведениями более высокую реальность и более истинное существование, чем за обыденной действительностью». Иначе говоря, искусство дает такое изображение действительности, которое выявляет самое существенное в данных явлениях, обнажает глубинный смысл событий и характер их участников, делая жизненный процесс прозрачно ясным (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М.: Наука, 1983, стр. 33).

1.3.1. Структура-время Героя.

В ХП имманентные, существенные границы движения свойств Героя по структуре и времени определяется прошлым-будущим бесконечного ряда связанных элементов структуры, способствующих и препятствующих движению.

Временное движение действительности олицетворяется различными состояниями Героя. Структурное движение олицетворяется различными героями (экстро-движение структуры) и противоречиями свойств Героя (интро-движение структуры).

Пример.

Помимо внутренних противоречий структуры, иерархия внутренних свойств Короля Лира отражена в окружающих его героях.

1.3.2. Структура-время событий.

В ХП имманентные, существенные границы движения событий по структуре и времени определяются прошлым-будущим бесконечного ряда связанных элементов структуры, способствующих и препятствующих движению.

Временное движение действительности олицетворяется различными состояниями событий, структурное движение олицетворяется различными типами событий. Каждому Герою соответствует свой тип событий.

1.3.3. Структура-время Героя в событиях.

ХП, проявляя в рамках своих границ противоречия между свойствами Героев и событий, содержит в сущностном виде непроявленные свойства во времени и структуре.

Таким образом, в некой частной структуре, движущейся в неком частном времени (ХП), не только отражается прошлое-будущее этой структуры, но и внеструктурные элементы. В свою очередь, прошлое-будущее и внеструктурные элементы находят свое выражение в частных событиях.

Как правило, наиболее полно прошлое-будущее структуры и ее внеструктурных элементов отражено в кульминационно-финальных точках, в переломных моментах, когда от одного более-менее стабильного состояния система переходит в другое.

1.4. Трагическое как структурно-временное представление деградации.

Отражая конечные во времени и структуре трагические характеры, ситуации, события, искусство проявляет их бесконечное.

1.4.1. Трагические герои, как отражение структуры-времени.

Во второй части рассматривались противоречия Героя. В ХП каждой составляющей этих противоречий соответствует свой Герой (герои). Таким образом, Герой является сверткой всех героев, все герои – разверткой одного.

Именно таким образом самой структурой ХП закладывается трагическое противоречие героев и определяется трагическое временное развитие.

1.4.2. Трагическое действие, как отражение структуры-времени.

1.4.3. Трагическое движение героев в событиях, как деградация структуры во времени.

Следует различать трагизм отдельного Героя и трагизм структуры героев. Так Шут в пьесе В.Шекспира «Король Лир» может и мог бы быть комичен, если бы не вся пьеса в целом.

1.5. Комическое, как структурно-временное развития.

Отражая конечные во времени и структуре комические характеры, ситуации, события, искусство проявляет их бесконечное.

Как и в предыдущих разделах, комическое есть двойное трагическое противоречие, что также находит свое отражение в структуре.

1.6. Трагическое и комическое – истинно комическое, как области становления мира.

Отражая конечные во времени и структуре характеры, ситуации, события становления, искусство проявляет их бесконечное.

Если представить ХП как поле, где по горизонтальной оси – время, а по вертикальной – герои, то комическое или трагическое будут являться некими областями такого поля, с определенных точек зрения. Причем, скажем, комическая область может быть частью трагической и т.п. Трагическое и комическое есть контексты становления.

2. Глава вторая. Механика движения структуры по времени.

2.1. Точечность. Схождение определяющего и определяемого по структуре-времени к точке. Относительность бесконечного. Абсолютность конечного. Конечное.

2.2. Объемность. Безграничность (бесконечная расходимость) определяющего и определяемого по структуре-времени. Абсолютность бесконечного. Бесконечное.

2.3. Система движения. Абсолютность относительного, относительность абсолютного. Конечное в бесконечном, бесконечное в конечном.

Нечто, взятое с точки зрения его имманентной границы, с точки зрения противоречия между его структурой и временем, каковое [противоречие] толкает это нечто и выводит его далее своих пределов, есть конечное, есть система.

2.1.1. Ограниченность.

Любую, даже самую протяженную по структуре–времени систему можно представить как элементарный комплекс структурно-временного движения: «начало–конец – под действием–преодолевая» (комплексное противоречие).

Движущие силы «под действием–преодолевая» находят свое воплощение в неких конкретных элементах структуры окружающих или содержащихся в самой движущейся системе.

Пример.

Вождь в романе Кизи «Над кукушкиным гнездом» движется: под действием Макмерфи (внешний надсистемный фактор) и, сущностного желания свободы (внутренний фактор); преодолевая действия Медсестры и своё желание покоя.

Итак, движение любой системы можно свести к следующему виду:

 

 

ОТ

 

К

 

 

 

Где  и  – существенные движущие силы (имманентные границы по структуре), а «ОТ» и «К» – границы по времени.

2.2.1. Бесконечность.

Любая, даже самая малая по структуре-времени система переходит по структуре-времени в свою противоположность, которая, в свою очередь, переходит в свою противоположность и так до бесконечности.

Временные переходы в противоположность были рассмотрены в первой и второй частях. Труднее разобраться со структурными переходами в противоположность. Другими словами: почему система связана, взаимодействует именно со своей анти-системой, со своей противоположностью.

Рассмотрим для примера две рядом растущих березки. Казалось бы, совершенно одинаковые системы, никакой противоположности. Однако если рассмотреть их взаимосвязь, их взаимодействие, то окажется, что взаимодействуют они в борьбе за солнечный свет, за почву. И тогда, относительно любой из березок – другая – это анти-система.

Этот принцип – система связана, взаимодействует именно со своей анти-системой, – справедлив для всех систем любой сложности. Причем, для любой системы (структуры) такая цепь (сеть) взаимодействий, по сути, бесконечна, начиная от самых существенных движущих сил (или, что тоже самое, самых влиятельных элементов структуры) и вплоть до ничтожно слабых, но все же существующих (скажем, влияние некой звезды в созвездии Орла на путь ползущего таракана).

Условно, в простейшем случае, структуру-путь можно представить в таком виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТ

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где: F1 является существенной движущей силой перехода «ОТ—К», F2 – существенной силой для F1 и т.д. Где: «…—ОТ—К—…» и «F» уходят в бесконечность. Где: любая сила F  сама является цепочкой вида «…—ОТ—К—…», а исходное «ОТ—К» является движущей силой F по отношению к F1, F2 и т.д. Где: для любой силы F (ОТ—К) будут свои над- и подсистемы.

В принципе, если бы не логарифмически возрастающая сложность, то можно было бы по аналогии с п. 2.2.1 второй части, где на практике строилась бесконечная цепочка движения, построить таким же образом и структуру-время движения.

2.3.1. Идеальная структура-время. Интенсивность, как разрешение противоречия между структурой и временем.

Очевидно, что каждому этапу развития системы во времени соответствуют свои собственные движущие силы. Другими словами, на каждом этапе временного развития системы, существенными (определяющими движение) являются те или иные конкретные элементы структуры. Однако, движущие силы (элементы структуры) предыдущих этапов не исчезают, а становятся базой для последующих. Тогда для пяти этапов:

Под действием

 

 

 

+=

 

+=

 

+=

 

+=

 

ОТ1

─┼─

К1(ОТ2)

─┼─

К2(ОТ3)

─┼─

К3(ОТ4)

─┼─

К4(ОТ5)

─┼─

К5(ОТ5)

 

 

 

+=

 

+=

 

+=

 

+=

 

Преодолевая

Где «ОТ1—К5» и «F1—F5» – имманентные границы по времени и структуре.

Примечание. В первом приближении опора на предыдущие этапы отражается последовательностью Фибоначчи, где каждый последующий член равен сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55… (принцип «золотого сечения»).

С учетом того, что предыдущие движущие силы не исчезают, структуру-движение можно представить и так:

Под действием

 

*

– – – –

0

– – – –

0

– – – –

0

– – – –

0

 

х

– – – –

*

– – – –

0

– – – –

0

– – – –

0

 

х

– – – –

х

– – – –

*

– – – –

0

– – – –

0

 

Х

– – – –

х

– – – –

х

– – – –

*

– – – –

0

 

Х

– – – –

х

– – – –

х

– – – –

х

– – – –

*

 

 

ОТ1

К1(ОТ2)

К2(ОТ3)

К3(ОТ4)

К4(ОТ5)

К5

Преодолевая

 

х

– – – –

х

– – – –

х

– – – –

х

– – – –

*

 

х

– – – –

х

– – – –

х

– – – –

*

– – – –

0

 

х

– – – –

х

– – – –

*

– – – –

0

– – – –

0

 

х

– – – –

*

– – – –

0

– – – –

0

– – – –

0

 

*

– – – –

0

– – – –

0

– – – –

0

– – – –

0

Где: «*» – действующие элементы структуры,

«0» – проявленные элементы структуры,

«х» – элементы структуры, существующие в возможности.

Имманентные структурные границы системы, таким образом, определяются временными границами. Соответственно, верно и обратное – структурные границы определяют временные границы, т.е. взаимоопределяемость, взаимозависимость структуры и времени.

В общем случае, появляется понятие интенсивность, как изменение структуры во времени или времени в структуре, как мера для структуры и времени.

Зная свойства идеального временного пути, его нетрудно развернуть в идеальную структуру-время с вполне определенными характеристиками каждого элемента структуры.

Одной из особенностей идеального временного пути является его цикличность. Очевидно, если развернуть идеальный структуро-путь по времени, то временная цикличность сохраняется. Тогда идеальный структуро-путь можно представить не как длинную прямую ленту, а как ленту, закрученную в виде восходящей спирали, где, скажем, «свободе» более низкого уровня будет «этажом» выше соответствовать «свобода» более высокого уровня.

Кроме того, относительно временного движения, у структуры есть еще одна особенность. На начальном этапе, этапе «тождества противоположностей», движущие силы «под действием» и «преодолевая», а соответственно и элементы структуры, неразличимы и слиты. Тогда  = , другими словами, перед нами не плоская картина, а замыкающаяся сама на себя по F1 труба со спиральным движением. Тогда в простейшем случае имеем спираль в спирали (примерно таким же образом устроена ДНК).

Еще одна особенность идеальной структуры-времени – это относительное равноправие всех элементов структуры и, соответственно, их путей. Мы разбирали движение относительно ОТ1—К5. Но если сменить точку зрения и смотреть относительно какой-либо конкретной силы F, мы тоже получаем идеальный структуро-путь, но уже другой, соответствующий выбранной F (как элементу структуры), где ОТ1—К5 будет одной из движущих сил. Тогда, относительно всей «трубы» элементов, каждый из конкретных путей (путь ОТ1—К5; путь F5; путь F4 и т.д.) будет подсистемой. Относительно конкретной подсистемы, другие подсистемы будут не надсистемами, не подсистемами, а параллельными системами, тогда как вся «труба» в целом (относительно конкретной подсистемы) будет надсистемой.

Другими словами, картина мира объективна относительно субъективного наблюдателя и, аналогичным образом, относительно объективно время и, соответственно, интенсивность процессов, как мера абстрактно выраженных структуры и времени.

Отступление.

Интересно в свете вышеизложенного проследить путь развития мышления.

1. Обычное мышление видит некий объект, как он есть в целом:

О

Объект

2. Более развитое мышление уже учитывает прошлое и будущее объекта:

 — — О — —

— — О — —

— — О — —

Прошлое

Объекта

Настоящее

объекта

Будущее

объекта

3. Следующий шаг разделяется на два подхода.

a) Системотехника рассматривает над- и подсистемы (НС и ПС) объекта.

Прошлое

Настоящее

Будущее

 

|

|

|

 

— — О — —

— — О — —

— — О — —

Надсистема

|

|

|

 

— — О — —

— — О — —

— — О — —

Система

|

|

|

 

— — О — —

— — О — —

— — О — —

Подсистема

|

|

|

 

b) Гегелевская диалектика рассматривает цепочку как развитие внутреннего противоречия объекта (система – анти-система):

 

™

 

™

 

™

 

— — —

 

— — —

 

— — —

 

— — —

 

˜

 

˜

 

˜

 

4. Разрешить противоречие между этими двумя подходами пытается предложенная Г. С. Альтшуллером схема экранного (сильного) мышления, где элементам НС, С, ПС в прошлом, настоящем и будущем приписываются свои анти-системы (Г. С. Альтшуллер. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. Стр. 66-70). Однако такое представление не дает механизмов взаимосвязи между различными подсистемами.

5. Этап мышления, учитывающий механизмы взаимосвязи, вбирает в себя как частный случай все предыдущие.

2.1.2. Нормирующая интро-развертка.

Нормирующая интро-развертка представляет собой переход от некого ограниченного факта или явления к составляющей его структуре-времени.

Любой переход «ОТ-К— - » можно представить в виде идеальной структуры, развивающейся по этапам идеального пути. Такое представление определяется, с одной стороны целью = углом зрения = субъективностью = тенденциозностью = относительностью, и, с другой стороны, свойствами самой системы = объективностью = абсолютностью относительно самой системы.

Нормирующая интро-развертка – переход от общего к частному, позволяет при знании граничных условий восстановить внутреннюю структуру-время, или, другими словами, позволяет перейти от системного уровня знания – к подсистемному.

2.2.2. Нормирующая экстро-свертка.

Нормирующая экстро-свертка представляет собой переход от сколь угодно большой структуры-время к конечной структуре-времени, соответствующей идеальной. Таким образом, можно упростить, свернуть структуру-время, не потеряв при этом сущностной информации.

Экстро-свертка определяется и целью и свойствами системы. Возможная последовательность практических действий.

Допустим, у нас есть некая подробная структура-время, тогда процесс экстро-свертки может выглядеть так:

  1. Определить свойства произвольного участка структуры-время и выяснить, какому фрагменту идеальной структуры-время эти свойства соответствуют. Возможен и обратный вариант, когда, задавшись свойствами участка идеальной структуры-времени, определяем, какому участку сворачиваемой системы он соответствует. Определение свойств сворачиваемой системы – процесс пошаговый: сначала можно определить временную координату, потом – структурную, или, наоборот, в зависимости от конкретной системы.
  2. Определить, какие еще близлежащие фрагменты сворачиваемой структуры-времени соответствуют данному фрагменту идеальной структуры-времени. Объединить их (свернуть) в один сущностный.
  3. Продлить свертывание участков структуры-времени в рамках имманентных границ.
  4. При необходимости определить, какому фрагменту надсистемной структуры-времени соответствует сворачиваемая.

2.3.2. Итерационный нормирующий процесс, как разрешение противоречия между интро-разверткой и экстро-сверткой.

Свертывание или развертывание на том или ином конкретном этапе работы с системой зависит от наших целей (в частности, создание прототипа ХП) и присущих самой системе свойств.

 На практике здесь необходимо научиться строить структуры-время по интересующим нас проблемам. В самом общем виде это может выглядеть так: берем факт, явление и, исходя из идеальной структуры-время сразу разворачиваем-сворачиваем его, исходя из наших целей. Причем в процессе свертки-развертки цели постоянно корректируются, исходя из новой информации.

2.1.3. Нормирующая экстро-развертка.

Нормирующая экстро-развертка представляет собой переход от некого ограниченного факта или явления к связанному ряду элементов, одним из которых является сам исходный.

Любой переход «ОТ-К— - » можно представить как один из элементов идеальной структуры-время. Такое представление определяется субъективностью и объективностью.

Нормирующая экстро-развертка – это переход от частного к общему, позволяет по одному конкретному факту или явлению определить окружающее по структуре и времени.

Следствие. Каждый следующий по структуре-времени элемент вбирает в себя предыдущие и определяет последующие.

Теория практики.

  1. Выбрать интересующий нас факт, явление и определить, что в этом факте нас интересует.
  2. Выяснить его свойства и определить соответствующий им участок на идеальной структуре-времени.
  3. На базе знания свойств идеальной структуры-времени определить (предсказать) реальную структуру-время.
  4. Откорректировать прогноз выходом в реальную известную практику.
  5. Откорректировать, «что нас интересует» и продолжить развертку.

2.2.3. Интро-свертка.

Интро-свертка представляет собой смысловой переход (смещение отношений) от рассмотрения элемента структуры-время как одного из элементов структуры-время, к его рассмотрению как носителя свойств всей структуры-время.

Любой элемент можно представить как концентрированное выражение всей системы. Такое представление определяется субъективностью и объективностью.

Интро-свертка – это переход от частного к общему, позволяет перейти от системного уровня знаний к надсистемному через подсистемный.

2.3.3. Кульминационно-финальная структурно-временная свертка-развертка,  как конечное в бесконечном и бесконечное в конечном.

КФ свертка-развертка, как идеальность в нормирующем итерационном процессе, как идеальная свертка-развертка.

Поскольку каждый следующий по структуре-времени элемент вбирает в себя предыдущие и определяет последующие, то КФ элементы идеальной структуры-время концентрируют в себе всю систему и определяют надсистему по структуре-времени.

КФ-часть обладает свойствами подсистемы, системы, надсистемы.

Следствие 1. Управление системой наиболее эффективно в КФ-частях.

Следствие 2. В отличие от временного, революционного типа развития система – анти-система, структурно-временное движение эволюционно.

Пояснение.

Есть противоречие между системным и диалектическим подходами. В системном подходе связи система–надсистема, система–подсистема, система–параллельная система; а в диалектике – система–анти-система. Системный подход, таким образом, теряет самодвижимость, свойственную диалектике (нет органичного описания противоречивости, более того, основной принцип системотехники – непротиворечивость связей между элементами). Диалектический подход, как единство и борьба противоположностей, запутывает, когда дело касается не двух, а нескольких противоположностей.

Действительно, пусть есть A и B. Тогда:

 

 

Þ

 

 

Или Þ

 

Например, рядом растут две березы: A и B. Каково внутреннее противоречие березы A?.. В зависимости от разных факторов противоречий множество и, чтобы как-то с ними работать, нужно отбрасывать «все лишнее». Но, в таком случае, мы получаем не движение комплекса, а некой его, пусть и существенной на данный момент, части. И тут же получаем принципиальную ошибку: оказывается часть, как единство и борьба противоположностей, развивается революционно. Так дерево, прогнив, революционно падает, обломившись. Но, в то же время, лес в целом развивается эволюционно. Так теория катастроф своими терминами «особенности», «бифуркации», «катастрофы» описывает возникновение дискретных структур из гладких, непрерывных. Такие дискретные структуры возникают, когда мы от целого переходим к его части, к его отображениям, к его проекциям. Например, если двигаться по поверхности тора, движение непрерывно, изменение постепенное. Если двигаться по его проекции, движение может быть и прерывистым.

Противоречие между системным и диалектическим подходами разрешается, если рассматривать противоположности не как некие ограниченные объекты, а как имманентно ограниченные, с границей, снимающей саму себя, т.е.:

 

 

®

 

.4. Трагическое, как проекция (контекст) движения мира.

Структура-время (сущность) является.

2.4.1. Трагическое, как тенденциозная смена в проекции системы.

Явление сущности относительно имманентных границ.

В принципе, этот пункт аналогичен п. 2.4.1 второй части. Отличие состоит в том, что, с точки зрения многомерной структуры-времени, однозначность в понятиях «добро–зло», «хорошо–плохо» и других системах целеполагания – определяется только с точки зрения КФ-частей многомерной структуры-времени (точки пересечения структурно-временных уровней).

2.4.2. Трагическая структура-время.

ХП олицетворяет структуру-время движущимися Героями.

Рассмотрим сначала простейший переход «ОТ–ЧЕРЕЗ–К» — «под действием – преодолевая» на примере пьесы «Король Лир». Здесь сам Лир будет изменяемым Героем (ИГ) и будет олицетворять движение системы. Стандартным Героем, Героем социума, Героем ситуации (ГС) являются старшие дочери Лира, олицетворяющие начальное «под действием». Младшая дочь – Антигерой ситуации (АГС), олицетворяет начальное «преодолевая».

Пусть:

1ф и 2ф – соответственно, начальные и конечные цели по форме;

1с и 2с – начальные и конечные цели по содержанию;

1ф и 2ф – начальные и конечные средства по форме;

1с и 2с – начальные и конечные средства по содержанию.

Тогда.

a) Для ГС (старшие дочери).

1с – «достойно, тепло устроиться» = 2с

1ф – «уважить отца» ≠ 2ф «уничтожить отца»

1с – «ложь, обман, вероломство» = 2с

1ф – «гуманные» ≠ 2ф «уничтожающие»

Итак,

ГС:

с постоянны, ф переменны

с постоянны, ф переменны

(естественно, с переходом в анти-систему)

Другими словами, ГС меняется только по форме. Действительно, если взглянуть на S-кривую, то становится понятно, что ее цельность и единство на макроуровне (сама кривая) и цельность и единство ее частей и заключается в неизменности целей и средств по содержанию.

b) Для АГС (младшая дочь).

В данном случае новая (хоть и опережающая данное время действия) система, противостоящая старой – младшая дочь Корделия. Это тоже закономерная, цельная система, но для будущего. Сейчас она еще в слабом, зарождающемся состоянии. Это идеальный переход – как быть должно (как будет, как быть должно по содержанию).

В силу своей цельности и сформированности, такая система по направленности своих переходов (ф, с) должна повторять систему ГС, т.е.

АГС:

с постоянны, ф переменны

с постоянны, ф переменны

Проверим для младшей дочери:

1с – «несмотря на личную жизнь быть честной, заботиться об отце» = 2с

1ф – «не потакать отцу ни в чем» ≠ 2ф «во всем помочь отцу»

1с – «правдивость, мужество» = 2с

1ф – «пассивность, гордо уйти» ≠ 2ф «активная борьба»

c) Изменяемый герой – ИГ (король Лир).

ИГ осуществляет переход движения со стандартного пути на менее вероятный для конкретного времени и условий путь. Т.е. система, начиная свое движение по стандартному пути, по стандартному переходу в рамках одной надсистемы, приходит к результату, относящемуся уже к другой надсистеме:

1с – «обеспечить старость, почет, тепло устроиться» = 1с для старших дочерей

1ф – «уважить традицию, дочерей» = 1ф для старших дочерей

1с – «волюнтаризм, как он сказал, так и будет, вышвырнуть непокорную дочь», т.е. средства по сущности эгоистичные = 1с старших дочерей «вероломство, эгоизм старших дочерей»

1ф – соответствуют принятым нормам, «гуманные» = 1ф старших дочерей

2с – «все для дочери» = 2с младшей дочери; и в этом будет хорошо ему самому, в этом будет заключаться для него «тепло устроиться»

2ф – «сделать все для дочери» = 2ф младшей дочери

2с – «правда перед самим собой» = 2с младшей дочери

2ф – (по сущности форма активная, Лир сделал бы все на свете для возвращения дочери к жизни) = 2ф младшей дочери

ИГ:

с переменны, ф переменны

с переменны, ф переменны

Т.е., Лир начал движение в системе старших дочерей, а пришел к результату в системе младшей дочери. Произошла смена системы, Герой изменился.

Подведем итог. ГС, АГС (боковые герои, герои движущих сил) относительно ИГ постоянны по содержанию и изменяются по форме. ИГ изменяется и по форме, и по содержанию. Другими словами, по форме изменения происходят в любом случае; по содержанию меняется только ИГ.

Противоречие самодвижения ИГ. Свертка.

Итак, внешнее противоречие движения. В случае прогрессивного движения ИГ  движется под действием АГС преодолевая ГС. В случае регрессивного движения ИГ движется под действием ГС преодолевая АГС.

Но это только одна сторона. Другая заключается в самодвижении ИГ за счет собственного противоречия между собственными целью и средствами, собственными формой и содержанием (внутренняя структура Героя подобная внешней). Фактически, именно внутреннее противоречие движения Героя и олицетворяется ГС и АГС (свертка). В более сложном случае – любой Герой представляет собой свертку своего окружения.

Спроецируем (свернем) систему противоречия ГС и АГС на противоречие самодвижения ИГ (внутренне противоречие ИГ). Казалось бы, все просто, как было показано: «ОТ» ИГ = «ОТ» ГС. Но ГС непротиворечив! Вернее, непротиворечив по сущности!

Цель – достойно, в смысле «тепло» устроиться, полностью соответствует средствам «ложь и вероломство». Противоречие лишь между жестоким содержанием целей и средств и «добренькой», вначале, формой. Именно разрешение этого противоречия и приводит в дальнейшем к смене форм, их соответствию жесткому и тупому содержанию.

Отсюда следует, что ИГ в своем «ОТ» не во всем повторяет ГС. С точки зрения здравого смысла это понятно. Если ГС и АГС всего лишь олицетворяют движущие силы ИГ, то сам ИГ есть комплекс этих сил.

Итак, задача: ИГ должен быть в начале пути копией ГС (по целям, средствам, а главное, по сущности и по форме) и не должен быть копией, должен иметь черты и свойства АГС. Анализ патентного фонда показывает, что эта задача решается выходом на следующий уровень сущности. Тогда ИГ по первой сущности – копия ГС, но по следующей, более глубокой, он соответствует АГС. Реально это выглядит таким образом, что у ИГ есть и свойства ГС и свойства АГС, но свойства АГС «лежат более глубоко».

Внимание! Судить о том, что лежит более, а что менее «глубоко», о том, что является более глубокой сущностью свойства ГС или свойства АГС, можно только относительно того «К», к которому приходит ИГ. Но относительно «ОТ» – движущие силы ИГ взаимопереходят и неразличимы.

Например, король Лир. По первой сущности его цели – «тепло устроиться», и они соответствуют волюнтаристским, подавляющим других, средствам. Однако, «тепло устроиться» – само является формой более глубокой сущности, а именно – «достоинство». Причем «достоинство» уже в новом смысле, соответствующее АГС. И уже эта более глубокая сущность целей ИГ противоречит его старым средствам – «достоинству за счет других и высокомерию». Если бы тепло и сыто устроиться было для Лира главнейшей целью, он бы уступил напору старших дочерей ради этого «тепло и сытно». Но поскольку более глубокой сущностью было «достоинство», оно закономерно вступило в конфликт с его же средствами. Итак, движущее противоречие короля Лира как ИГ – противоречие между целью «достоинство» и средствами «властвовать, подавлять».

Тогда:

1сс – достоинство

1с – обеспечить старость, почет

1ф – уважить традицию, дочерей

1с – волюнтаризм

1ф – гуманизм

Аналогично выглядит и «К», к которому приходит ИГ. Прямой перенос «К» АГС на «К» ИГ будет ошибкой. Так, если по сущности целей ИГ действительно приходит к «К» АГС, то со средствами дело обстоит сложнее. Анализ информационного фонда показывает, что по средствам ИГ идет, как правило, дальше, чем АГС. Получается, что ИГ вбирает опыт АГС и становится еще сильнее, идет дальше. Если у АГС средства еще отставали от новых целей, за счет этого АГС драматичен (комичен), то ИГ совершает виток по средствам, приводя их в гармоническое соответствие с новыми целями. (Гармония здесь – как момент поступательного движения, как момент соответствия прогрессивных целей средствам). Например, Макмерфи реагировал на ВО еще пассивно, аналогично младшая дочь короля Лира – сначала уходит с гордо поднятой головой, потом вынужденно реагирует. Но уже Вождь идет дальше – меняет средства Макмерфи на активные. Лир, была бы возможность, сам активно бы сделал все для достойной жизни среди достойных людей.

Таким образом, для короля Лира в общем виде будет:

2с – достоинство, гуманизм

2ф – достоинство, гуманизм

2с – активные (в смысле, личность готова активно бороться)

2ф – активные (действительно, самое большее, что он мог сделать – сойти с ума)

Идеальная структура-время Героев.

Соответствует более сложному, чем «ОТ–ЧЕРЕЗ–К» случаю.

a) Идеальная (вертикальная) цепь боковых Героев.

Очевидно, что у героев боковых линий (ГС и АГС), в свою очередь, есть свои боковые герои, т.е. есть свои собственные движущие силы («преодолевая что» и «под действием чего»), которые сами олицетворяются в героях. Так, в общем случае, ГС преодолевает действие АГС (непосредственно – как в «Над кукушкиным гнездом», или опосредовано ИГ,  как в «Короле Лире», но в общем случае – и то, и то); АГС, соответственно, преодолевает действие ГС. Однако, уже боковых героев «под действием чего» для ГС и АГС необходимо реализовать. Так, например, в «Короле Лире» такими героями для старших сестер являются муж и любовник, и здесь уже (очень важный момент!) сами ГС и АГС становятся изменяемыми героями относительно собственных боковых героев. Таким образом, из олицетворения движущих сил относительно центрального ИГ – ГС и АГС сами становятся живыми изменяемыми героями (ИГ второго порядка). Аналогичная картина происходит и далее, уже с боковыми героями следующих порядков.

Кроме того, анализ информационного фонда драматургии показывает, что боковые герои обладают следующими закономерностями:

  1. Чем более далек Герой от осевой линии ИГ, тем более он всеобщен для данной ситуации (шут в «Короле Лире», больные в «Над кукушкиным гнездом»).
  2. Чем более далек Герой от осевой линии ИГ, тем меньше, тем более частным образом на нем проявляется общее противоречие ХП. Эти герои содержат, скорее, предпосылки такого противоречия.

Казалось бы, 1) и 2) – закономерности противоречивые. Попытаемся разрешить это противоречие выходом в сущность. Рассмотрим кривые Sа и Sб. 5-му участку Sа-кривой соответствует ИГ – именно он олицетворяет смену одной системы другой. Очевидно, 4-му участку – участку антагонизации Sа и Sб систем – соответствуют ГС (Sа) и АГС (Sб). Именно взаимодействие ГС и АГС приводит к 5-му участку, точно также, как взаимодействие на 3-ем участке приводит к 4-му. Итак, Герои 3-го участка приводят к антагонизму на 4-ом. Так, для Макмерфи, героем движущих сил, соответствующих 3-ему участку (Sб), является Билли. Именно Билли олицетворяет поляризацию сил, происходящую на 3-ем участке. И, в то же время, он намного более типичен, более узнаваем, более естественнен, поскольку большей части читателей и зрителей еще далеко до антагонизма. Но еще более всеобщ и, в то же время, более обыден и узнаваем 2-ой участок (участок различия) и, соответственно, его герои.

Здесь происходит смыкание боковых героев ГС и боковых героев АГС. Так больные, по сути, являются источником движущей силы как санитаров, администрации (3-й участок), Медсестры (4-й участок), так и Билли (3-й участок), и Макмерфи (4-й участок).

В итоге, идеальная цепь боковых героев выглядит следующим образом: Герой Различия (ГР) – Движущий Герой АГС (F-АГС) – АГС – ИГ – ГС – Движущий Герой ГС (F-ГС) – Герой Различия (ГР).

Или кратко: ГР – (F-АГС) – АГС – ИГ – ГС – (F-ГС) – ГР.

b) Движение бокового Героя.

Основная сложность движения бокового героя заключается в его относительности. Мы уже выяснили, что относительно ИГ, ГС и АГС по содержанию постоянны. Соответственно, относительно ГС – постоянным по содержанию будет F-АГС. Точно также, относительно F-ГС, F-АГС, постоянен по содержанию ГР. Однако, это не значит, что выполняется обратное соотношение. Если рассматривать как изменяемого героя самого, скажем, ГС, который движется под действием F-ГС, преодолевая комплекс ИГ-АГС, то относительно ГС, по сущности, эти герои неизменны. Действительно, относительно старших дочерей короля Лира, и Лир и Корделия неизменны по сущности – «идиоты, которые слишком много хотят». Так же неизменны по сущности их F-ГС. А вот сами они (старшие сестры) меняются по сущности. То, что относительно ИГ-АГС лишь смена формы, для них самих – смена по сущности, т.е., с этой точки зрения уже они являются изменяемым героем и совершают виток своего развития. Аналогично выглядит движение и остальных боковых героев.

c) Структура-время движения героев.

Из сказанного выше следует, что боковые герои не только олицетворяют движущие силы, кроме этого, олицетворяют тот или иной участок развития системы. Таким образом, их параллельное движение в ходе драматического действия будет давать в любой момент этого движения проекцию всего движения в целом.

Очевидно, что движение любого отдельно взятого героя подчиняется требованиям первой части. Т.е. у каждого есть завязка, кульминация, финал, цепь действия, характер и т.д.

Казалось бы, можно расписать все эти цепочки, синхронизировав их, получить поле действия, поле движения героев:

F-ГС П1

– Д1

– Р1

– П2

– Д2

– …

– П6 –…

ГС П1

– Д1

– Р1

– П2

– Д2

– …

– П6 –…

ИГ П1

– Д1

– Р1

– П2

– Д2

– …

– П6 –…

АГС П1

– Д1

– Р1

– П2

– Д2

– …

– П6 –…

F-АГС П1

– Д1

– Р1

– П2

– Д2

– …

– П6 –…

ГР П1

– Д1

– Р1

– П2

– Д2

– …

– П6 –…

Однако прямого объединения не получается, поскольку, например, то, что является для ГС и АГС финалом, для ИГ является только кульминацией. Соответственно, со сдвигами идут и F-ГС и F-АГС, т.е. их финал является для ГС и АГС кульминацией. Т.е. «перелом» ИГ (любого уровня), его кульминация, является следствием финала его боковых героев. Так, кульминация короля Лира = финалу его дочерей; кульминация Вождя = финалу Макмерфи и Сестры; кульминация Макмерфи и Сестры = финалу (самоубийству) Билли; кульминация Билли = финалу (подчинению) больных. Но, в то же время, все это единое действие (Д5), единый результат (Р5), единая психология (П6). Но (внимание!) здесь единство с точки зрения системы (надсистемы) – единое, общее действие (Д5) «накрыли пьянку» – включает в себя (органически, едино) и общий Р5 и общую П6. Точно так же, как Д5 – «убийство Корделии» является для всех героев и кульминацией, и финалом. Корделия фактически пошла на эту смерть – это ее кульминация, старшие дочери фактически пошли на убийство – это их кульминация, убийство – кульминация Лира, и в этом же убийстве – надсистемный финал.

Таким образом, противоречие, заключающееся в том, что цепочки движения героев, с одной стороны, должны быть синхронны (одна над другой) – поскольку действие одно, и, с другой стороны, не должны быть синхронны, поскольку между героями существуют причинно-следственные взаимодействия, разрешается действием. Во-первых, действием, надсистемным для каждого героя (единство в надсистеме и различия в подсистемах). И, во-вторых, разрешается относительностью (относительно героев) самого действия. Так одно и то же действие, например семейный скандал, является относительно мужа – для него самого кульминацией: «ну, хватит, больше так нельзя, развожусь!» и финалом жены: «вот она, стерва, до чего докатилась!» Но относительно жены тот же самый скандал – это финал мужа: «вот он, гад, до чего докатился!» и кульминация для себя: «ну, хватит, больше так нельзя, развожусь!» 

d) Свертка-развертка структуры-время движения героев.

Возможно дальнейшее развитие полученной картины поля героев, когда исчезает понятие центрального ИГ – это будут уже романы-эпопеи типа «Войны и мира» Толстого или «Саги о Форсайтах» Голсуорси. Другими словами, если мы получили «плоскую» картину поля героев, то следующим шагом будет «объемная» и т.д.

2.4.3. Трагическое, как КФ-часть в проекции системы.

Этот пункт по смыслу аналогичен соответствующему пункту предыдущей части материала. Отличие заключатся в понятии КФ-элементов структуры и, соответственно, КФ-элементов структуры-время.

2.5. Комическое, как проекция движения мира.

Отличие этого пункта от предыдущего состоит в комплексном характере структуры-время. Вводятся понятия интро-форм, интро-сущностей и т.д.

2.6. Трагическое и комическое – истинно комическое, как контексты становления мира.

Имея дело с объемной структурой-время, получаем различные свойства ее проекций.

3. Глава третья. Синтез структурно-временного движения героя в событиях.

3.1. Анализ ситуации и синтез структурно-временного прототипа ХП.

3.1.1. Субъективность прототипа.

3.1.2. Объективность прототипа.

Эти пункты практически полностью аналогичны соответствующим пунктам второй части материала. Отличие состоит в том, что в структуро-времени объективным критерием (под субъективным углом зрения) выступают экстремальные точки интенсивности (по отношению к другим областям структуры-времени). Здесь экстремальные районы интенсивности выступают как имманентные (в зависимости от угла зрения) центры системы.

3.1.3. Алгоритм синтеза прототипа ХП.

1) Первый учебный синтез.

Здесь основная цель – переход от расплывчато понимаемой идеи художественного произведения (ИХП) к четко построенной и предельно ясной схеме (модели) социально-психологического прототипа художественного произведения.

Тогда:

  1. Сформулировать и записать в произвольном, но сжатом виде ИХП. Это может быть интересующая нас мысль, явление, факт, истина, событие, результат и т.п.

Правило 1. Необходимо максимально затрагивать интересы людей как минимум по одному из следующих трех инстинктов: самосохранение, размножение, лидерство.

  1. Привязать ИХП к современному социуму, для этого:
  • используя личную картотеку и т.п., выявить в социуме три-четыре точки, где ИХП наиболее ярко проявляется;
  • получить мощные точки социума, для этого выявить сущность ярких мест (причины, основы, неочевидные, но очень важные следствия).

Примечание 1. Точки удобнее выявлять по принципу: надсистема, система, подсистема.

  1. С точки зрения ИХП, выделить из социума существенные элементы, непосредственно прилегающие к точкам п. 2. Учесть правило 1 и примечание 1.
  2. Получить банк элементов в движении. Для этого проследить и записать движение каждого элемента: «ОТ» – сам элемент, его основное, существенное с точки зрения ИХП свойство; «К» – к чему приходит «ОТ» с точки зрения ИХП; «ЧЕРЕЗ» – посредством какого действия «ОТ» переходит в «К».

Правило 2. Система в своем развитии переходит в анти-систему.

  1. Получить цепочки движения элементов. Для этого: взять любой элемент «ОТ–ЧЕРЕЗ–К» и из банка элементов в движении (с точки зрения ИХП) подобрать предшествующие ему (опять-таки, с точки зрения ИХП) и следующие за ним элементы. Восстановить недостающие элементы и записать полученную цепочку. Аналогично обработать все остающиеся элементы.

Примечание 2. Полученные элементы и цепочки движения не догма, в процессе составления поля ИХП, они могут и должны корректироваться с точки зрения ИХП и социальной реальности. Главное, не потерять противоречивости между «ОТ» и «К», как в каждом элементе, так и в цепочках.

Примечание 3. Недостающие элементы, как правило, разрешают противоречие, (являются «ЧЕРЕЗ») между элементами «ОТ» и элементами «К».

  1. Синхронизировать цепочки. Для этого:

6.1) Расположить полученные цепочки одну над другой и с точки зрения ИХП находим в разных цепочках соответствующие друг другу элементы (по важному с точки зрения ИХП признаку). Совместить цепочки до соответствия по вертикали этого элемента.

6.2) Выбрать наиболее существенную с точки зрения ИХП цепочку и относительно ее элементов раздвинуть (сжать) остальные цепочки до соответствия между собой (по вертикали) всех элементов цепочек.

Примечание 4. Изменениям (растяжению или сжатию) может подвергаться и сама «основная» цепочка.

6.3) Заполнить появившиеся «дырки» в цепочках согласно примечанию 3.

  1. Получить поле ИХП. Для этого:

7.1) Расположить полученные цепочки одну над другой по иерархии с точки зрения ИХП: надсистема… ниже – система… еще ниже – подсистема.

7.2) По важному с точки зрения ИХП признаку (см. п. 6.1) выстроить вертикальную цепочку движения «ОТ» – элемент; «К» – во что превращается, во что переходит, чем становится элемент, «ЧЕРЕЗ» – посредством чего осуществляется переход.

Правило 3. Связи в надсистеме осуществляются между системой и анти-системой.

7.3) По правилу 3 и примечанию 3 восстановить недостающие элементы по вертикали и развернуть их в недостающие горизонтальные цепочки.

  1. Если с точки зрения ИХП необходимо, то по правилам 2, 3 и согласно примечанию 3 продлить полученные цепочки (предсказать будущее или продлить предыдущие события).
  2. В соответствии с идеальной структурой-время пронормировать полученное поле ИХП.
  3. Откорректироваться в реальности.
  4. При необходимости, провести свертку-развертку прототипа.

2) Синтез прототипа.

  1. Выбрать исходный факт, явление.
  2. В соответствии с идеальной структурой-время и в зависимости от целей автора, опираясь на имеющуюся реальность, провести нормирующую развертку (интро-, экстро-).
  3. Определив экстремумы интенсивности, уже относительно них провести дальнейшую свертку-развертку.

3.2. Синтез отраженного ХП.

3.2.1. Субъективность отраженного ХП.

3.2.2. Объективность отраженного ХП.

3.2.3. Синтез отраженного ХП.

Алгоритм синтеза отраженного ХП.

Часть 1. Олицетворение в героях. Противоречия героев.

1.1) Относительно экстремума прототипа определить соответствие цепочек прототипа ИГ, ГС, АГС, и т.д.

1.2) Герой ситуации (ГС). Сформулировать и записать противоречие движения ГС.

1.2.1) Определить начальные и конечные цели и средства по форме, соответствующие начальному и конечному участкам Sа-кривой цепочки ГС.

1.2.2) Определить соответствие Sа-кривой цели и средств по содержанию.

1.3) Изменяемый Герой (ИГ).

1.3.1) Записать начальные цели и средства по форме и содержанию, соответствующие необходимому нам результату.

1.3.2) Определить и записать конечные цели и средства по форме и содержанию, соответствующие необходимому нам результату.

1.3.3) Исходя из конечных целей по форме и содержанию, определить и записать вторую сущность начальных целей.

1.4) Антигерой ситуации (АГС).

1.4.1) Исходя из анти-системы начальных целей и средств по форме и содержанию героя ситуации, сформулировать для АГС начальные цели и средства по форме и содержанию.

1.4.2) Исходя из конечных целей и средств по форме Изменяемого Героя с учетом Sб-кривой и учетом витка, который делает ИГ относительно АГС, сформулировать конечные цели и средства по форме для АГС.

1.5) Герой, движущий ГС (F-ГС) и Герой, движущий АГС (F-АГС). С учетом сдвига: содержание ГС = форме F-ГС; содержание АГС = форме F-АГС и т.д.

1.5.1) Сформулировать начальные и конечные цели и средства по форме для F-АГС и F-ГС.

1.5.2) Сформулировать содержание целей и средств F-ГС и F-АГС.

1.6) Герой различия (ГР). Опираясь на поле-прототип ХП, и, разрешив противоречие между целями и средствами F-ГС и F-АГС, сформулировать и записать начальные и конечные цели и средства по форме и содержанию Героя различия.

Часть 2. Свойства движения героев. Начальный характер, мотивы действия, тип сюжета и место действия, коллизия, пафос, результат.

2.1) Сформулировать и записать свойства движения ИГ.

2.1.1) Исходя из начальных свойств ИГ, сформулировать в общих чертах характер ИГ.

2.1.2) Сформулировать соответствующие характеру мотивы действия ИГ.

2.1.3) Сформулировать тип сюжета и место действия, соответствующие мотивам действия.

2.1.4) Исходя из мотивов действия, типа сюжета и места действия, определить тип и сформулировать коллизию.

2.1.5) Сформулировать соответствующий коллизии пафос ИГ.

2.1.6) Исходя из пафоса, сформулировать получаемый ИГ результат, приводящий к конечным целям ИГ. (Формулирующий эти цели).

2.2) Аналогичным образом сформулировать свойства движения остальных Героев. Полученные результаты удобно свести в таблицу.

Часть 3. Системное движения героев. Единое действие, обострение, конкретный сюжет (фабула), завязка, кульминация, финал.

3.1) Системное движение ИГ.

3.1.1) Опираясь на пафос-результат тройки героев ГС–ИГ–АГС, с точки зрения ИХП, 3-х инстинктов, используя прототип как информационный ресурс, выбрать относительно ИГ соответствующее единое (объединяющее) действие и результат.

3.1.2) Сформулировать обостренное (драматически или комически) противоречие движения ИГ.

3.1.3) Скорректировать сюжет для ИГ (для центральной фабулы ХП) завязку, кульминацию, финал.

3.2) С учетом центрального движения ИГ, аналогичным образом сформулировать движение остальных героев. Полученные результаты свести в таблицу.

Часть 4. Развертка противоречий героев.

4.1) Развертка противоречия ИГ. Опираясь на противоречие ИГ, пафос-результат ИГ, завязку–действие–кульминацию–финал ИГ и с учетом свойств каждого этапа развития противоречия, каждого из пяти этапов движения ИГ.

4.2) Аналогичным образом развернуть и свести в таблицу противоречия остальных героев.

Часть 5. Развертка свойств движения героев.

5.1) Развертка свойств движения ИГ. Аналогично части 2, но уже для противоречия каждого этапа движения ИГ в отдельности сформулировать свойства движения ИГ.

5.2) Аналогичным образом развернуть свойства движения остальных героев. Результаты свести в таблицу.

Часть 6. Развертка движения героев.

6.1) Развертка движения ИГ. Аналогично части 3, но уже для свойств движения каждого этапа движения ИГ в отдельности, сформулировать объединяющее действие, результат, обостренное противоречие, сюжет, фабулу, завязку, кульминацию, финал.

6.2) С учетом развернутого движения ИГ, сформулировать и свести в таблицу (поле романа-эпопеи) развернутое движение остальных героев.

Часть 7. КФ-свертка-развертка движения героев. Проводится при необходимости. Цель этой части алгоритма – переход от поля романа-эпопеи к самому художественному произведению, в частности, к пьесе.

7.1) Коррекция поля романа-эпопеи.

7.1.1) Исходя из центрального действия поля-эпопеи (ОТ), скорректировать его горизонтальное движение. Для этого:

  • Построить вспомогательное поле-модель социума для самого центрального действия, или достроить соответствующими цепями само поле ИХП.
  • Исходя из имманентно присущей вспомогательному полю (или соответствующим цепям) размерности, раздробить (убрать) соответствующие участки поля-эпопеи ХП.

7.1.2) Исходя из вспомогательного (соответствующего центральному действию) поля-эпопеи (прототипа) социума, скорректировать вертикальное движение поля-эпопеи – ввести параллельных или объединить соответствующих героев.

7.2) Получить поле пьесы-события. Развертка последующего участка (КФ-части) поля романа-эпопеи.

7.2.1) Опираясь на скорректированное поле романа-эпопеи и взяв противоречия героев КФ-части поля романа-эпопеи за исходные, развернуть их в пьесу-событие.

7.2.2) Исходя из центрального действия поля пьесы-события, скорректировать аналогично п. горизонтальное и вертикальное движение поля пьесы-события.

7.3) Аналогично части 2, но уже из поля пьесы-события получить поле пьсы-ситуации.

7.4) Развертка поля пьесы. Аналогично частям 2-6 развернуть и откорректировать аналогично п. 7.1 все столбцы поля пьесы.

7.5) Развертка в микроуровнях. Аналогично п. 7.4 развернуть полученные в этом пункте столбцы и записать результат в виде цепи диалогов, действий и т.п.

3.3. Алгоритм синтеза ХП.

3.3.1. Субъективность как управление.

3.3.2. Объективность как управление.

3.3.3. Алгоритм синтеза ХП.

В общих чертах алгоритм синтеза может выглядеть следующим образом:

a) Построение объемной (структурно-временной) модели человеко-социумной системы (см. п. 3.1.3).

Результат: имеем онтологическую структурно-временную модель системы.

b) Управление моделью (тенденциозность)/

1) Определить точки с минимальной относительно наших целей интенсивностью.

2) Провести путь последовательных дельта-героев от необходимых целей к точке с минимальной (относительно нас, наших целей?) интенсивностью.

3) Определить дельта изменений.

c) Олицетворение прототипа (см. п.3.2.3).

Результат: имеем ХП.

3.4. Синтез трагедии.

Здесь экстремум интенсивности в большей степени соответствует трагическому.

3.5. Синтез комедии.

Здесь экстремум интенсивности в большей степени соответствует комическому.

3.6. Синтез ХП.

Если первая часть «драматургии» рассматривает драматургию явления, вторая – драматургию процесса, то третья – драматургию реальности.

Примечание. Если взять цепочку из самих экстремумов интенсивности, то имеем модернизм и переход к музыкальным ХП.

Резюме

Что касается непосредственно искусства и, в частности, драматургии, как его базы, то первая часть «Драматургии событий и явлений» вполне достаточна для удовлетворения научно-практических потребностей сегодняшнего дня. Материал не подменяет талант автора, не заменяет мышление, а позволяет, во-первых, эффективно обучаться художественному творчеству, и, во-вторых, не делать грубых ошибок, не нарушать свойственных искусству законов. Более того, верно и обратное – именно знание законов позволяет их нарушать, вернее, управлять ими (закон имеется в виду в Гегелевском смысле, как существенное, повторяющееся в явлении). Так, например, если автор ХП, не зная «стандартных» 36 сюжетов, попытается придумать нечто новое, то обязательно повторит один из уже известных. Только знание достигнутого людьми позволяет идти дальше.

Вторая и третья части материала для современного искусства не особенно актуальны (к сожалению) и в основном нужны для понимания логики и управления становлением многоконтекстных систем.

Еще на что хотелось бы обратить особое внимание – это принципиальное отличие управления в цепочном представлении мира (вторая часть материала) и в его объемном представлении (третья часть материала). Здесь из цепочности следует революционность процессов, из объемности – революционность по микроуровням, т.е. эволюционность. Кроме того, и опыт истории это подтверждает, управление, ограниченное только Гегелевской борьбой и единством противоположностей, т.е., цепочностью, провоцирует на практике уничтожение «мешающих» боковых факторов, что, в свою очередь, приводит к деградации и распаду управляемого сложного процесса. Нужно всегда помнить, область простого цепочного управления – ограничена (драматургия управления).

Домашнее задание № 18

Написать истинно комическую пьесу для своей цели.

Следущие занятие