Содержание занятия:
- Идеальный путь. Имманентность пути развития системы.
- Нормирующая временная интро-развертка.
- Нормирующая временная экстро-свертка.
- Нормирующая временная экстро-развертка.
- Трагический путь.
- Истинно комическое.
- Композиционное и диспозиционное управление событиями.
- Практический пример композиционного управления.
- Домашнее задание № 12.
Цель занятия:
Ознакомиться и получить некоторые профессиональные навыки проектирования процессов достижения достойных целей.
Почему это надо:
Добираться из Минска в Волгореченск долго и муторно. Но труднее всего это было сделать в первый раз. Вторая поездка переносится значительно легче, поскольку уже знаешь, где можно спокойно поспать, где можно нормально поесть, где милиционеры выхватывают людей из толпы и, соответственно, нужно держать «правильное» лицо, а куда лучше не соваться. Когда строишь некий процесс, очень полезно заранее знать чего, где и почему следует ожидать. Понятие идеального пути существенно помогает прогнозировать, проектировать и осуществлять различные процессы.
1. Идеальный путь. Имманентность пути развития системы.
Те или иные конкретные границы присущи той или иной конкретной системе (единичное), путь развития системы содержит в себе всеобщее для различных систем. Общим для различных систем являются закономерные этапы их развития – идеальные этапы развития, отраженные европейской диалектикой (Гегелевской), как этапы развития противоречия:
- Этап тождества противоположностей (направленность взаимодействия в возможности).
- Этап различия (направленность взаимодействия к «К»).
- Этап поляризации (направленность к «анти-К»).
- Этап антагонизма (двойная направленность: и к «К», и к «анти-К»).
- Этап разрешения противоречия (новая направленность в возможности).
Графически идеальный процесс движения системы во времени можно представить в виде взаимодействующих S-образных кривых (Рис. 20).
Рис. 20. Этапы развития противоречия.
Понятием идеального пути в том или ином виде пользуются практически все религии и философии. Это и «Рунический Оракул», и египетская «Книга мертвых», и, наиболее удобная в применении, величайшее творение китайской культуры – «Ицзин» или «Книга перемен». «Книга перемен» или, в более точном переводе, «Канон перемен», дает шестьдесят четыре этапа развития системы во времени. В основе этих этапов лежат восемь более простых:
Этап |
Знак |
Название |
Свойство |
Образ |
1 |
▬▬▬ ▬▬▬ ▬▬▬ |
цянь (творчество) |
крепость |
небо |
2 |
▬ ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ |
кунь (исполнение) |
самоотдача |
земля |
3 |
▬ ▬ ▬ ▬ ▬▬▬ |
чжэнь (возбуждение) |
подвижность |
гром |
4 |
▬ ▬ ▬▬▬ ▬ ▬ |
кань (погружение) |
опасность |
вода |
5 |
▬▬▬ ▬ ▬ ▬ ▬ |
гэнь (пребывание) |
незыблемость |
гора |
6 |
▬▬▬ ▬▬▬ ▬ ▬ |
сунь (утончение) |
проникновенность |
ветер, (дерево) |
7 |
▬▬▬ ▬ ▬ ▬▬▬ |
ли (сцепление) |
ясность |
огонь |
8 |
▬ ▬ ▬▬▬ ▬▬▬ |
дуй (разрешение) |
радостность |
водоем |
«Уже из этих понятий можно заключить, как в теории «Книги перемен» рассматривался процесс возникновения, бытия и исчезновения. Творческий импульс, погружаясь в среду меона – исполнения, действует, прежде всего, как возбуждение последнего. Дальше наступает его полное погружение в меон, которое приводит к созданию творимого, к его пребыванию. Но, так как мир есть движение, борьба противоположностей, то постепенно творческий импульс отступает, происходит утончение созидающих сил, и дальше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое приходит в конце концов к распаду всей сложившейся ситуации, к ее разрешению» (Ю. К. Щуцкий, Китайская классическая «Книга перемен», СПБ: Алетейя, 1992, стр. 14).
Последовательность знаков (триграмм) удобно представить с помощью единиц и нулей, где единица – это целая черта, а нуль – прерывистая. Тогда:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 1 1 |
0 0 0 |
0 0 1 |
0 1 0 |
1 0 0 |
1 1 0 |
1 0 1 |
0 1 1 |
Понятие идеальности процесса не означает, что любая система развивается именно таким и только таким образом. В реальных системах тот или иной этап может непропорционально растягиваться или сжиматься. Кроме того, любая имманентно ограниченная во времени система, сама является одним из этапов развития временной надсистемы. В то же время, любой этап идеального временного развития можно представить как самостоятельную, имманентно ограниченную систему со своим собственным идеальным путем развития. Именно поэтому, в хорошем художественном произведении даже его части (сцены, главы, эпизоды и т.д.) представляют самостоятельную ценность, в то же время, отражая все художественное произведение целом (подобно частям фотопластинки с голограммой).
Следствие. Из идеальной сущности любого временного процесса следует его цикличность, повторяемость, спиральность.
В дальнейшей работе мы будем пользоваться Гегелевско-китайской моделью идеального пути с учетом того, что Гегелевская модель (пять этапов) – это частный случай китайской модели (восемь этапов).
2. Нормирующая временная интро-развертка.
Нормирующая интро-развертка представляет собой переход от некого ограниченного факта или явления к составляющему его внутреннему процессу.
Любой переход «ОТ-К» можно представить в виде этапов, соответствующих идеальному пути. Такое представление определяется, с одной стороны – целью (точкой зрения, субъективностью, относительностью), а с другой стороны – свойствами самой системы (объективностью, контекстом, абсолютностью относительно самой системы).
Нормирующая временная интро-развертка – это переход от общего к частному, позволяющий, при знании граничных условий восстановить промежуточные состояния, или, другими словами, позволяет перейти от системного уровня знания – к подсистемному, от системы – к связанному ряду временных подсистем.
3. Нормирующая временная экстро-свертка.
Нормирующая экстро-свертка представляет собой переход от сколь угодно протяженной цепочки движения во времени к конечному ряду составляющих, соответствующих этапам идеального пути.
Таким образом, можно упростить, свернуть цепочку движения, не потеряв при этом сущностной информации. Или, другими словами, осуществляется переход от частного по времени к общему по времени. Экстро-свертка определяется, с одной стороны – целью (точкой зрения, субъективностью, относительностью), а с другой стороны – свойствами самой системы (объективностью, абсолютностью относительно самой системы).
4. Нормирующая временная экстро-развертка.
Нормирующая экстро-развертка представляет собой переход от некого ограниченного факта или явления к связанному ряду элементов, одним из которых и является сам исходный.
Любой переход «ОТ-К» можно представить как один из элементов идеального пути временного развития. Такое представление определяется, с одной стороны – целью (тенденциозностью, точкой зрения, субъективностью, относительностью), а с другой стороны – свойствами самой системы (объективностью, абсолютностью относительно самой системы).
Нормирующая временная экстро-развертка – это переход от частного к общему, позволяющий по одному конкретному временному этапу восстановить свойства предыдущих и определить последующие, или, другими словами, позволяет перейти от системного уровня знания – к надсистемному, от системы – к связанному ряду временных надсистем.
Следствие 1. Каждый последующий этап вбирает в себя средства предыдущих и предопределяет будущие.
Следствие 2. Содержащиеся в системах типа «Ицзин» законы идеального пути позволяют использовать их как мощное средство прогнозирования.
Рассмотрим трагический путь, как взаимодействие Героя с внешними обстоятельствами (с анти-Героем). Для этого олицетворим одну из S-кривых Героем (Sб-кривая), а другую – внешними обстоятельствами (Sа-кривая).
1. Этап тождества противоположностей.
- Начнем условно с психологии П1 – есть абстрактная предрасположенность к неким целям.
- Из психологии П1 следует соответствующее взаимодействие с ВО – некое элементарное действие Д1.
- Результат Р1 этого взаимодействия определяет:
- Новую психологию П2, конкретизирующую цели и средства для ее достижения. П2 определяет дальнейшее движение событий. Таким образом, коллизия раскрыта (П1—> Д1 —> Р1 —> П2). Направленность развития событий выходит из состояния «возможности».
2. Этап различия.
- Из психологии П2 следует:
- Действие Д2, направленное на достижение целей.
- Получение Р2 – характерный пункт, обладающий своей спецификой: Р2 – практически полученное (по форме) достижение целей! Действительно, Герой применяет средства, которые относительно завязки (где противоречие между целями и средствами, а соответственно и между Героем и ВО еще не проявлено, существует подспудно) приводят его к желаемому. Но! В этом желаемом не хватает некой «малости», как не хватает малости королю Лиру – возможности иметь большую свиту, как не хватает малости Макмерфи, блаженствующему в сумасшедшем доме… Представим себе хилого человека, который решил перебраться через очень высокую гору. Поначалу у него будет получаться! Единственный «пустяк», который его не устраивает – одышка. Отсюда следует психология П3 – хорошо бы избавиться от досадных мелочей и получить цель полностью. Король Лир отправляется к средней дочери…
3. Этап поляризации.
- Есть побуждающая психология П3, из нее соответственно следует:
- Действие Д3, направленное на окончательное получение цели. Например, хилый человек остановился, чтобы отдышаться.
- Результат Р3 – опять характерный пункт: Р3 – практически полная потеря цели! Оказывается, то, чего не доставало в Р2 – совсем не пустяк, это были лишь первые признаки скрытого противоречия между целями и средствами Героя. И достаточно было действию Д3 приоткрыть завесу, «разворошить улей», как внешние обстоятельства взяли свое. Для нашего хилого человека, который отправился в гору, это будет выглядеть примерно так: пока шел, мышцы еще качали кровь, но стоило ему остановиться (Д3), как закружилась голова, и он упал.
- Психология П4. Что ощущает человек в такой ситуации можно понять и посочувствовать. Но трагизм заключается в том, что человек не знает иных средств или не хочет менять средства.
4. Этап антагонизма.
- Итак, побуждающая психология П4 – достигнуть цель из последних сил.
- Действие Д4 – использование предельных, форсированных средств (старых). Хилый человек все-таки ползет в гору.
- Результат Р4 – закономерная антагонизация противоречия между целями и средствами, между Героем и ВО: полная потеря самой возможности достижения целей. У хилого человека пошла горлом кровь, когда он дополз до отвесной непреступной стены; фактическая гибель Героя.
- Психология П5 – отчаяние, психология смертника. Действие против самих же целей и вне связи с целями. Здесь и цели, и средства в пределе теряют смысл. Это так называемые «глубинные движения души».
5. Этап разрешения противоречия.
- Психология П5: «глубинные движения души», осознание ошибок, катарсис, очищение вызывают:
- Действие Д5 – действие без понимания, действие по воле внешних обстоятельств. Весь предыдущий путь закономерно привел к этим действиям. Можно биться головой о стену, можно сойти сума, можно делать все, что угодно, но человек проиграл…
Примечание. Трагический путь характеризуется форсированием неизменных по сущности средств.
6. Истинно комическое. Комическое, как смена систем.
Еще раз повторим цитату из Гегеля о том, что свойственно комическому: «...блаженство и благонастроенность субъективности, которая, будучи уверена в самой себе, может перенести распад своих целей и их реальных воплощений» (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М. 1983, стр.111).
Переход от старого к позитивному новому, смена одной временной системы другой – в этом суть истинного комизма.
Комический путь. Комедийный Герой, комедийный результат, комедийное действие.
Для пояснения комедийного пути вернемся к пятому этапу – этапу разрешения противоречия:
- Психология смертника П5 породившая отчаяние и «глубинные движения души» вызывает:
- Действие Д5 – действие без понимания. Весь предшествующий путь привел к этим действиям. Но, фактически, действие Д5 соответствует новым средствам. Наш хилый путник от безысходности ползет уже не в гору, а в сторону и понемногу, незаметно для себя, скатываясь вниз.
- Результат Р5-1 – казалось бы трагический результат, гибель. Но! Результат Р5-2 – неожиданный, но закономерно следующий из новых средств результат. Наш хилый путник, незаметно для себя, постепенно спускаясь, обошел гору!
- Психология П6 – просветление, катарсис. Оказывается, чтобы попасть Герою или к соседям, а лучше – к соседке за гору, совсем не обязательно на эту самую гору взбираться!
Особенность комедийного Героя по Гегелю – «контраст между действительным характером и его претензиями на нечто иное и большее дает эффект в комедии характеров» (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М. 1983, стр. 112). Поскольку характер следует из средств, то можно сделать вывод: противоречие между средствами по сущности и средствами по форме дает комедийный характер. Объективные причины этого противоречия следуют из механики смены одной S-кривой на другую. Действительно, поскольку молодая S-кривая (Sб-кривая) еще не приобрела своих собственных устойчивых форм движения, она необходимо использует старые. Как писал К. Маркс в «Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта»: «Тенденции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых. И как раз тогда, когда люди будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто еще небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов, они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освященном древностью наряде, на этом заимствованном языке разыграть новую сцену всемирной истории».
В этом основа комизма зарождающейся системы. Для отмирающей системы (Sа-кривая) будет выполняться диаметрально противоположное соотношение: не имея возможности сменить сущность, старая система надевает на себя формы новой, как это делает старуха, искренне изображающая молоденькую женщину.
Из комедийного противоречия характера следуют комедийные результаты, получаемые этим характером. Поскольку конкретные цели характер формулирует исходя из своей формы, а не сущности, то, достигая этих целей, он неожиданно, но закономерно, получает диаметрально противоположное тому, что он хочет по содержанию. Получив по форме результат, отвергаемый по содержанию, характер, для того, чтобы себя не менять, т.е. чтобы не менять цели и средства по содержанию, находит выход в количественном увеличении, экстенсификации, гиперболизиции, гипертрофировании используемых им средств (речь идет о средствах по форме). А гипертрофированность средств, их уже явное несоответствие целям по форме, приводит к гипертрофированности самого действия по достижению цели и, соответственно, делает комичными ситуации, возникающие при этом действии. Другими словами, по Гегелю, контраст между целью и ее выполнением создает различные комические ситуации.
Гипертрофированное, маловероятное в обычных условиях, нестандартное действие, необходимо приводит к соответствующему ему, маловероятному, случайному на первый взгляд результату. Именно поэтому многие исследователи, в частности Аристотель, Фишер (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М. 1983, стр. 145), Гегель (там же, стр. 111-115) отмечают, что сюжеты комедий тяготеют к путанице, неожиданным поворотам, узнаванию того, кем в действительности являются те или другие лица; единственной формой судьбы может быть лишь случай и т.д.
7. Композиционное и диспозиционное управление событиями
Под композиционным (от понятия композиция) управлением будем понимать последовательный процесс «поддержания» в штатном режиме идущих событий в соответствии имманентным (идеальным) путем развития системы.
Пример. Знакомство – прогулка – кино – мороженное – цветы – знакомство с родителями – ЗАГС – «поцелуй».
Под диспозиционным (от понятия диспозиция) управлением будем понимать такие решения, которые позволяют пропускать имманентные этапы. Система практически сразу оказывается в финальной точке («проход по пептидным связям»).
Пример: контакт на эмоциональном уровне – «поцелуй».
Внимание! Важно! Для диспозиционного управления нужна композиционная основа, иначе система бесперспективна.
8. Практический пример композиционного управления.
Пример любезно предоставлен господином Д. Б. Мельниковым, владельцем компании «Уолл-Стрит» (г. Минск, Республика Беларусь).
Исторические особенности характера коллектива компании «Уолл-Стрит» в современных условиях.
…Никак не занимался рассвет. Солнце то приподнималось над горизонтом, то, словно под собственной тяжестью, грузно оседало за лесом. Пионеры, так давно готовившиеся к «встрече рассвета», то в радостной надежде брались за руки и выходили на берег реки, то угрюмо возвращались к предусмотрительно не погашенным кострам. Старший пионервожатый напряженно вглядывался в горизонт – так ему было неловко, что своими драматургическими байками поднял ребят с постелей и повел показывать рассвет… «А какой это по счету для меня поход? – подумал вожатый – Да, кажись, уже четвертый – а как оно начиналось?»
0-й участок S-кривой (Рис. 21).
- Коллектив «Уолл-Стрит», считающий себя одной большой Семьей,
- Движимый чувством собственного достоинства,
- Еще стремится сохранить милые сердцу семейные традиции (когда одним яблоком закусывают 3 бутылки водки и до полуночи сидят в офисе за рассказами «за жизнь»),
- Опираясь на свое понимание достоинства как возможности прокормить себя и свою семью.
- Но!
- Старые условия работы компании (когда Мельников везде и нигде) больше не устраивают Мельникова – ему хочется чего-то большего.
- Новые условия = Клиенты перестают сами звонить и Мельников начинает искать новые инструменты.
- Делают позицию Семьи ошибочной и ставят перед выбором:
- Или Коллектив, сохранив свои старые семейные традиции, сохранит достоинство по форме, и в результате получит систему, которая сама себя съест (развратится и развалится).
- Или Коллектив начнет структурировано и эффективно работать и как бы потеряет семейное достоинство по форме, но в результате получит и заработки и нормальные человеческие взаимоотношения по содержанию.
- И так как Коллектив меняет средства, он переходит к 1-му участку S-кривой.
1-й участок S-кривой (Рис. 21).
- Коллектив «Уолл-Стрит», считающий себя союзом победителей,
- Движимый желанием новой славы,
- Еще стремится преумножить свои победы (новые бренды, новые медали, новые товары, новые рекорды отгрузок, новые кредиты, новые люди),
- Опираясь на конъюнктуру рынка, на веру в Лидера, на свой энтузиазм.
- Но!
- Новые условия (ужесточение контроля государства за деятельностью компании, начало работы с крупными гос. предприятиями) и
- Старые люди (Сотрудник X: оказывается, прорывы обеспечивались не совсем легитимными способами).
- Делают позицию Союза победителей ошибочной и ставят его перед выбором:
- Или он, сохранив свои старые авантюрные средства, будет «нестись в ночь», боясь своего прошлого, настоящего и будущего, пока не будет уничтожен какой-нибудь очередной проверкой.
- Или он начнет разбираться, что где «глючит» и как перейти к белому, а значит, более безопасному бизнесу и потеряет цель гонки за новыми победами по форме, но получит Фирму, не боящуюся своего настоящего и уверенно смотрящую в будущее по содержанию.
- И так как Коллектив меняет средства, т.е. включает белые схемы по деньгам, структуре, безопасности (подоходный налог и т.д.), он переходит к 2-му участку S-кривой.
2-й участок S-кривой (Рис. 21).
- Коллектив «Уолл-Стрит», считающий себя перегоревшей лампочкой, зависшей системой, потерявший веру в победу и секретные знания своего Лидера,
- Движимый обидой за поруганную честь фирмы,
- Еще стремится насладиться переживаниями собственной никчемности,
- Опираясь на свое понимание чести и достоинства как пассивной жизненной позиции – «пусть директор думает – он же хотел, чтобы мы были винтиками, он же не хотел звезд – вот, пожалуйста».
- Но!
- Старые условия «ковыряния» в неудачах не устраивают Мельникова.
- Старые люди (П. Фадеев, О. Чижик) тоже не собираются зависать над красивой могилкой «Уолл-Стрит».
- Делают позицию «перегоревшей лампочки» ошибочной и ставят ее перед выбором:
- Или Коллектив, сохранив свою обиду и «винтичную» позицию, сохранит свое желание насладиться своими неудачами и в результате получит горькое разочарование от своей жизни в компании.
- Или Коллектив, испив до дна горькую чашу, осознает, что «винтики», на которых держатся великие художественные произведения – это совсем уже другие винтики, что надо бы помочь Мельникову в его начинаниях по подбору новых функций старым сотрудникам и в постановке новых великих задач, и потеряет цель сладостного переживания по форме, но в результате получит круто разворачивающуюся Компанию с устойчивой (по деньгам, структуре и рискам) перспективой по содержанию.
…Большое, яркое, важное, красивое солнце незакатно сияло над лесом. Удивленные тучи проносились мимо. Утро было бесконечным. Очень хотелось работать.
Рис. 21. Этапы развития компании «Уолл-Стрит».
Период |
«Уолл-Стрит» |
ВО |
Ицзин |
||
Мельников |
Коллектив |
Фирма |
|||
0. 22.06.1992 – 06.2001 (переезд на ул. Топогра-фическую) |
Пионервожа-тый: сам всем руководит, иногда глава семейства |
Одна большая семья |
Определяется, пробует, что и как будет делать на рынке, закладывает устои и принципы |
Только формирует правила игры, иногда делая пробные злобные выпады |
–/– |
1. 06.2001 – 06.2002 (подделка документов) |
Лидер, который обладает секретными знаниями |
Союз победителей |
Сокрушает устои, несется вперед |
Робко противостоит, но сминается мощью ускорения |
+/– |
2. 06.2002 – 06.2004 (сегодняшний день) |
Развенчанный король, атаман без золотого запаса |
Перегоревшая лампочка, потерял веру в свою непобедимость, заскучал, начал увольняться |
Зависимая, пытающаяся как-то оттехноло-гизировать свое зависание |
Агрессивны, враждебны |
–/+ |
3. 06.2004 ~06.2006 |
Помогает сотрудникам разобраться в их драматургии и уезжает на Багамы |
Начинает сначала при помощи Мельникова, а потом самостоятельно подбирать себе новые приятные функции и работать как-то веселее и производи-тельнее |
Начинает технологично запускать новые бизнесы, становится холдингом |
По-прежнему агрессивны, но с этим уже можно справиться |
+/+ |
Резюме
Управлять целесообразно не только событиями, но и процессами.
Домашнее задание № 12
Представьте процесс достижения своей цели как имманентную последовательность драматических конфликтов.