Занятие 1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЗОР КУРСА «ДРАМАТУРГИЯ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание занятия:

  1. Два типа задач – приводящие к качественно новой ситуации и не приводящие к качественно новой ситуации. Развитие, деградация, становление.
  2. Новая ситуация. Что плохо, когда задача хорошо решена – драматургия и трагизм хорошо решенной задачи.
  3. За счет чего снимаются отрицательные последствия новой ситуации, и достигается положительный сверх-эффект – курс «Драматургия событий и явлений».
  4. Моделирование, построение и управление системами в процессе становления.
  5. Общая структура драматургии событий и явлений. Законы систем в процессе становления.

1. Два типа задач – приводящие и не приводящие к качественно новой ситуации.

Понятие качественно новой ситуации относительно. Относительно героев мыльных опер – они [герои] постоянно попадают в качественно новые ситуации с неожиданными последствиями. Поведение тех же героев относительно образованного зрителя – стандартно и предопределено.

Предопределенные ситуации либо уже происходили и повторяются, либо настолько просты, что сами по себе не содержат нового качества. Образом подобной ситуации является лошадь бегущая по цирковому кругу, желательно, чтобы к последующему кругу она забывала, что уже пробежала предыдущий.

Ситуация становится драматичной (не путать с трагичной), когда имеет место деградация, развитие или становление. Не вдаваясь пока в подробности, просто обозначим, что развитие и становление существенно между собой отличаются. Осуществляла ли советская власть развитие? – несомненно, тут тебе и индустриализация и «космические корабли бороздят просторы большого театра»… Стояло ли за этим развитием становление? – весьма сомнительно.

2. Новая ситуация. Что плохо, когда задача хорошо решена – драматургия и трагизм хорошо решенной задачи.

Пример из жизни. Фирма по производству пластмассовых изделий хочет расширить рынки сбыта. Руководитель блестяще решает задачу и находит огромные рынки сбыта. Что происходит с фирмой? Она успешно развивается? Нет. Разваливается... Почему? Требуется срочно расширить производство, чтобы заполнить найденные рынки, иначе их займут конкуренты. А для этого необходимы: новые помещения, новое оборудование, новые люди... Все это находится, подбирается, покупается быстрыми темпами. А в спешке за всем не уследишь, отсюда: случайные люди – воровство, пьянство; некачественное оборудование – брак... К тому же широко развернутое производство требует новых методов управления – опосредованных. А руководитель привык собственноручно все держать под контролем и никому не хочет (не может, не умеет) делегировать часть полномочий. Но лично справиться с нарастающими объемами он уже просто физически не в состоянии. Ситуация выходит из-под контроля. Вместо развития – угроза гибели фирмы. Чтобы ее предотвратить, надо срочно опять пересчитывать ситуацию по «Рейтинг-анализу», но уже с увеличившимся количеством факторов. После чего опять попадаешь в новую ситуацию. И так до бесконечности...

В приведенном примере руководитель следовал прямой логике: «если я делаю хорошо, значит и будет хорошо». События же чаще всего развиваются по логике драматургии: человек чего-то хочет и предпринимает для этого определенные действия, но результат получает противоположный задуманному. Несоответствие реального и ожидаемого результатов происходит потому, что человек, достигая своих целей, либо чего-то не знает и не учитывает, либо он подсознательно хочет чего-то другого и неосознанно разворачивает ситуацию в противоположную сторону. Чаще всего работают и те, и другие причины вместе.

Парадокс заключается в том, что чем лучше теоретически решена задача по «Рейтинг-анализу», тем в более жесткой ситуации оказывается решатель после ее реализации.

Почему? Потому что, чем лучше решена задача, тем в более новой для себя ситуации (ситуации решенной задачи) оказывается решатель. А чем больше новизны, тем больше неизвестности, а значит и опасности.

Почему новизна влечет за собой опасность? Потому что «сломать» (изменить) исходную ситуацию можно многими способами, но «починить» (изменить ситуацию так, чтобы не вызвать появления дополнительных проблем) – в лучшем случае, двумя-тремя, а зачастую и единственным способом. И если мы этого единственного способа не знаем (а в новой, незнакомой ситуации мы его не можем знать), то любые наши случайные действия вызовут гарантированную «поломку». Решенная задача выводит человека на новый уровень. На него обрушиваются факторы, с которыми он никогда не имел дела. Сами по себе эти факторы ни плохие, ни хорошие. Но, поскольку они новые, и как с ними обращаться неизвестно, поэтому они воспринимаются как однозначно мешающие. Если с прежней ситуацией (ситуацией нерешенной задачи) человек худо-бедно справлялся, то в создавшихся новых условиях он оказывается беспомощным, так как любое «неосторожное движение» вызывает сплошной негатив.

3. За счет чего снимаются отрицательные последствия новой ситуации и достигается положительный сверх-эффект – курс «Драматургия событий и явлений».

В общем случае имеются три причины, из-за которых ситуации могут развиваться в трагическом направлении:

  1. трагизм по незнанию (трагедия рока, судьбы, невежества);
  2. трагизм из-за подсознательного нежелания получить результат (трагедия характера);
  3. драматургия становления системы, когда создаются качественно новые системы с качественно новыми свойствами (драматургия становления).

Кроме причин, вызывающих драматические и трагические ситуации, существует еще и внутренняя логика их развития.

Анализ тысяч художественных произведений и управленческих ситуаций показал, что при всем кажущемся разнообразии положений, в которых оказываются люди и системы, внутренняя логика их развития и становления одинакова (закон). Понимание этой логики развития и становления, умение ей оперировать, позволяет не только предсказывать негативные последствия развития и избегать их, но и использовать вновь появляющиеся факторы, как дополнительный сверх-ресурс развития и становления.

4. Моделирование, построение и управление системами в процессе становления.

Существует один замечательный эффект – любую, даже самую сложную систему можно представить как некого субъекта, как некого героя с определенными целями, мотивами, средствами достижения целей и т.д.

Действительно, не только в соцреализме героем может выступать завод, предприятие, коллектив, не говоря уже о роли партийной организации в жизни советского человека. Вспомните, партия выступала как некий обобщенный субъект, со своим характером, целями, волей.

Сложную, комплексную, трудно предсказуемую систему удобно представить как некого Героя, некого трудно предсказуемого субъекта.

Научившись работать с системой «человек», как наиболее сложной и комплексной, можно использовать эти знания в других областях: производства, управления коллективом, бизнеса,  маркетинга и пр.

Другое дело, что эти области обладают своими специфическими факторами и особенностями. Без профессиональных знаний не обойтись в любом случае, однако, законы и логика становления систем – универсальны. В любых системах возникают противоречия развития, любые системы попадают в трагические и комичные ситуации, любые системы осуществляют становление, деградацию или развитие по законам драматургии.

Второй полезный эффект заключается в том, что любая область деятельности, любая система состоит из конечного числа существенных факторов (вспомните из курса «Рейтинг-анализ» факторы, из которых складывается управление).

Даже такая область, как сюжеты, по которым живут люди, оказывается конечной. Еще в 17 веке Польти рассмотрел множество всяких произведений и выяснил, что существует всего 36 сюжетов. Если рассматривать древнюю китайскую Книгу перемен, как последовательный ряд всех ситуаций, то и в этом случае их всего шестьдесят четыре.

Конечное количество существенных факторов позволяет конкретно, инструментально, пофакторно (и по группам факторов) просмотреть все области возможных негативов развития, логику их проявления и на этой основе не только избежать трагизма в ситуации, но и использовать новые факторы для дальнейшего становления системы.

Третий эффект – становление любой, даже самой сложной системы, можно представить как становление некого субъекта, как некого героя с определенными целями, мотивами, средствами достижения целей и т.д.

Научившись работать с системой «человек в процессе становления», как наиболее сложной и комплексной, можно применять эти знания в различных областях управления.

5. Общая структура драматургии событий и явлений. Законы систем в процессе становления.

Законы систем в процессе становления можно представить в виде трех групп.

I. Законы статики.

К этой группе относятся существенные, повторяющиеся свойства систем, которые постоянно присутствуют в том или ином виде, постоянно оказывают влияние на события, постоянно проявляют (в виде «фотографии») взаимодействие системы и среды.

1) Первый закон статики. Для художественных произведений первое, что проявляет взаимодействие художественного произведения и читателя (зрителя и т.д.) – это наличие в произведении яркого для читателя (закон наличия яркой формы).

Внимание человека привлекает яркое. Яркое: чем ближе к 3-м инстинктам (лидерство, размножение, самосохранение) тем больше оно привлекает. Человек воспринимает яркое. Это закон художественных произведений и вообще закон первичного восприятия человеком действительности. В зависимости от наличия «яркого», получаем ту или иную активность начального (поверхностного) взаимодействия художественного произведения и человека.

Если рассматривать действие этого закона для сложных систем, для систем управления, то их поверхностное, оперативное взаимодействие со средой и с человеком определяется конкретными формами яркого проявления. Престижность, социальная значимость, озвученная миссия предприятия и т.д. – все это яркие, привлекающие внимание людей и других предприятий (если их тоже рассматривать как героев) принципиальные факторы.

2) Второй закон статики – закон важного (закон наличия важной сущности). Взаимодействие системы и среды зависит от того, насколько система содержит, представляет, олицетворяет, влияет на существенные, глубочайшие (пусть и не очевидные) интересы среды своего существования.

Так человеку (читателю) по сущности требуется важное, то от чего в действительности зависит его существование, а зачастую и сама жизнь. Например, целая страна питается отравленными радиацией продуктами и дышит грязным воздухом. Это важно. Но все к этому привыкли, и никто реально не обращает на это внимания – это «всего лишь» важно.

3) Третий закон статики следует из противоречия между первым и вторым законами. Действительно, максимально усилим в художественном произведении размножение – получим порнографию, усилим «важное» – получим научный труд. Художественное произведение не просто находится где-то по серединке между ярким и важным (порнографическая научная работа или научная порнография; научная порнография или порнографическая наука), что соответствует сглаживанию противоречия, а является одновременно и ярким, и важным (разрешение противоречия).

Для любого художественного произведения противоречие между ярким и важным разрешается Героем, субъектом. Художественное произведение оперирует Героем. Яркий Герой в важных событиях, или яркие события – важный Герой. К Герою всегда можно привязать инстинкты человека, мотивы, с которыми зритель или оппонент всегда может себя адекватизировать. Герой существует даже тогда, когда формально Герой отсутствует.

Если представить некую фирму, предприятие как Героя, то и в этом случае имеем органичное слияние его ярких и важных свойств.

Итак, третий закон статики – противоречие между яркими и важными свойствами разрешается путём введения героя.

II. Законы кинематики.

Законы кинематики – это законы вектора, законы направления движения Героя (предприятия, подразделения, отдела, структуры, системы) в окружающей его среде.

1) Первый закон кинематики достаточно прост – Герой (система) осознанно или неосознанно к чему-то стремится. Кстати перечни желаний, целей людей и предприятий достаточно просты и конечны.

2) Второй закон кинематики является одним из самых трудных для понимания в нашем курсе. Суть его заключается в том, что если Герой стремится двигаться в неком направлении (к некой цели), то ситуация (внешняя среда) в целом двигается в направлении диаметрально противоположном.

Для облегчения понимания, вспомните из курса школьной физики парадоксальный на первый взгляд закон – действие равно противодействию. Стена давит на Вашу руку точно с такой силой, с какой Ваша рука давит на стену. В сложных системах еще интереснее, стена давит на Вашу руку даже сильнее, чем Вы давите на стену.

Поясним механизм такого встречного движения Героя и Ситуации.

Герой чего-то хочет и движется в направлении осуществления своих целей. НО! Если это движение поступательное, вскрываются новые ресурсы, не существовавшие ранее факторы. Поэтому, чем успешнее Герой продвигается к намеченной цели, тем больше он вскрывает новых ресурсов (факторов), с которыми он никогда до этого не сталкивался. Но тем больше эти новые ресурсы (факторы) будут сами продвигать события, независимо от целей и воли Героя, в диаметрально противоположном направлении.

Более того, абсолютное большинство новых ресурсов (факторов) будут мешать и ломать исходные цели Героя. Вся Ситуация в целом начинает двигаться к антицели Героя, то есть в направлении, противоположном движению Героя.

3) Третий закон кинематики. Противоречие между движением Героя и противоположным движением Событий разрешается в драматическом конфликте – закон  драматического конфликта.

Драматический конфликт в простейшем виде выглядит следующим образом:

Герой, опираясь на те или иные внешние средства, на те или иные свои свойства, движется к чему-то. Но, либо новые, либо старые условия (в том числе новые или старые люди), либо подсознательное нежелание достичь цели, делают его позицию ошибочной, и приводят Героя к обратному. Это трагический драмконфликт.

Если Герой осуществляет становление, то он начинает использовать позитивный, так называемый истинно комический драмконфликт. Т.е. Герой начинает обрабатывать (учитывать и использовать) новые ресурсы и получает то, что он хочет, даже по форме.

Примечание.

Драматический конфликт описывает логику «нелогичной» и в чем-то ненаучной ситуации, о которой говорил еще Пуанкаре, что вся наука сводится к математике, а математика – по сути, к полной матиндукции. Поясним. Если условие выполняется для 1-го члена, для N-го и N+1-го, то условие выполняется и для всей последовательности… И все было бы хорошо, если бы последующий член не менял всю предыдущую последовательность целиком. В драматическом конфликте мы имеем дело именно с такой ситуацией – появляются новые факторы, которые полностью изменяют все предыдущие и целиком.

Драматический конфликт является сутью любой системы осуществляющей развитие, деградацию или становление.

III. Законы динамики.

Драматический конфликт позволяет подойти к третьей группе законов – законам динамики. Эти законы описывают, каким образом идет процесс становления и каковы свойства системы в процессе становления.

1) Закон свойств Героя (свойств системы) – если известен драмконфликт ситуации, то известны свойства Героя: его характер, его мотивы, тип сюжета, коллизия, пафос.

Для достижения своих целей Герой использует определенные средства. Средства и характер – это одно и то же. Например, скромненькая девушка своей слабостью вынуждает социальную среду «работать» на себя – это ее характер, ее средства. Напротив, энергичный и пробивной «мужик» использует энергичные и пробивные средства.

Конкретный характер (то есть используемые Героем средства) в конкретных условиях имеет конкретные мотивы. Например, у энергичного мужчины мотивом может быть лидерство, достоинство или карьера. Скромная девушка может иметь мотивом любовь, семью.

Далее. Те или иные мотивы в той или иной конкретной социальной среде определяют человеку соответствующий тип сюжета. Например, энергичный человек будет с кем-то конфликтовать или взаимодействовать...

Типу сюжета автоматически соответствует коллизия – ситуация, которая провоцирует конфликты, и пафос. Пафос – это страсть. Например, пафос преподавателя: «поймите!»; пафос государства: «мы не хотим ядерной войны!» и т.д.

2) Закон свойств ситуации. Из драматического конфликта однозначно следуют и свойства ситуации: завязка, действие, кульминация, финал.

Кульминация наступает тогда, когда средства, которыми Герой пользуется, уже перестают срабатывать. Герой оказывается перед выбором: либо форсировать старые средства, и тогда в финале он потеряет то, к чему стремился; либо средства сменить, и тогда в финале он получит то, к чему стремился, даже по форме.

Завязка определяет, чего хочет Герой: что он может приобрести в результате своих действий, либо, что может потерять. Чаще всего бывает и то, и то.

Финал определяется выбором, который сделал Герой в кульминации.

 3) Закон метода. Противоречие между свойствами Героя (системы) и свойствами среды (ситуации, событий) разрешается в методе.

За счет того, что количество свойств среды и Героя конечно, умение оперировать их свойствами позволяет прогнозировать ситуацию и строить ее по своему усмотрению.

Понятием метода и приобретением навыков управления и построения сложных систем в сложных ситуациях завершается первая часть курса «Драматургии событий и явлений».

Резюме

Схематично первую часть курса «Драматургия событий и явлений» можно представить следующим образом:

 

Статика

Кинематика

Динамика

Тезис

1.

Яркое

4.

Герой ®

7.

Свойства Героя

Антитезис

2.

Важное

5.

События ¬

8.

Структура событий

Синтез

3.

Герой

6.

Драмконфликт

9.

Метод

  1. Яркое (лидерство, размножение, самосохранение).
  2. Важное.
  3. Герой, как разрешение противоречия между ярким и важным.
  4. Герой к чему-то движется.
  5. События идут в противоположном направлении.
  6. Драматический конфликт разрешает противоречие между движением Героя и движением событий.
  7. Свойства Героя (определяющие/определяемые драмконфликтом): характер; мотивы действия; тип сюжета; коллизия; пафос;
  8. Свойства событий (структура движения событий определяющая/определяемая драмконфликтом): кульминация; финал; завязка; действие.
  9. Метод.

Таким образом, опираясь на знание и умение использовать законы управления и построения сложных систем, систем которые по своей неоднозначности подобны субъекту, мы можем синтезировать любую жизненную или управленческую ситуацию, проследить, как она может развиваться и построить тот путь становления, который для нас наиболее приемлем и желателен.

Домашнее задание № 1

Выбрать художественное произведение и определить, что в нем яркое, что важное, каков герой, к чему герой стремится, куда движутся события.

Следующее занятие