Содержание занятия:
- Три типа драматического конфликта:
- Драмконфликт рока – развитие по воле внешних обстоятельств (от человека ничего не зависит). Эпос.
- Драмконфликт характера – событиями управляет человек (его сущность). Лирика.
- Собственно драма – взаимодействие рока и характера.
- Понятия «форма», «сущность», «вторая сущность» системы и человека.
- Трагическое развитие и истинно комическое становление систем. Внешние обстоятельства управляют человеком – трагедия, человек управляет внешними обстоятельствами – «истинно комический Герой».
- Методические рекомендации.
Цель занятия:
Научиться различать в драмконфликте составляющие рока и лирические составляющие.
Почему это надо:
Чтобы понимать, что в ситуации зависит от «воли Богов» (от воли внешних обстоятельств), а что сделано самим человеком.
Как уже отмечалось выше, человек, делая какое-то дело, очень часто неожиданно получает совсем не тот результат, на который он рассчитывал. Это происходит из-за того, что, решая проблему, человек либо чего-то не знал и не учел, либо подсознательно хотел чего-то иного и спровоцировал разворот ситуации в противоположную сторону. Чаще всего действуют и те, и другие причины вместе.
Причина, вызвавшая негативные результаты, и определяет тип драмконфликта. Драмконфликты бывают трех типов.
1) Трагедия рока. Если, решая проблему, человек не учел какие-то факторы, потому что просто не знал об их существовании и в принципе не мог о них ничего знать – это трагедия рока. Война, болезнь, стихийное бедствие – все это рок. Рок – это эпос, движение больших масс людей. Вся античная драма – это сплошная трагедия рока. Наиболее ярким ее проявлением является легенда об Эдипе. Ну не знал Эдип, убивая на дороге незнакомца, с которым повздорил, что это его отец. Женившись на царице Иокасте, не знал он, что это его мать. Рок – это когда от человека ничего не зависит: так сложились обстоятельства; так угодно Богам; ну, судьба такая…
2) Трагедия характера. Особенность трагедии характера заключается в том, что подавляющее большинство всех неприятных ситуаций (как у людей, так и у предприятий) происходят не из-за рока, не из-за чьей-то злой воли, а из-за того, что человек (герой, структура, предприятие) по сущности, сам этого не осознавая, чего-то не хочет, или хочет, но чего-то совершенно иного.
Что означает «по сущности»?
Все события, явления и самого человека удобно рассмотреть с точки зрения формы, сущности и второй сущности.
Форма – это то, что мы видим, осознаем, то, что лежит на поверхности. Сущность – это то, что на данный момент (на t0) мы не видим и не осознаем.
Пример 1. Девушка говорит парню: «Я тебя люблю». И она искренне уверена, что она его любит – это форма. Но на самом деле, ей просто удобно с ним, она хочет иметь его при себе, использовать его в своих целях – это сущность.
Пример 2. Г. Ибсен «Кукольный дом». Муж Норы искренне уверен, что любит ее. Но это только форма. По сущности он использует ее, как вещь, как носителя определенных удобных функций.
Пример 3. Король Лир по форме хочет добра и справедливости: раздать дочерям наследство и спокойно «уйти на пенсию». Но по сущности, он тиран и самодур и хочет совсем другого – власти и почитания. Поэтому и не видит искренней любви младшей дочери, а покупается на льстивые речи старших дочерей.
Пример 4. Фирма по производству пластмассовых изделий хочет развиваться по форме, по сущности она хочет быстренько прихватить деньжат.
Сущность проявляется только в процессе развития ситуации. Сущность, собственно говоря, есть результат, который человек (система, предприятие) получает. Чаще всего – негатив.
Но, есть и вторая сущность. От нее-то и зависит дальнейшее развитие событий: либо человек выйдет на «++» (на третий блок), либо так и останется на втором – в трагедии. Вторая сущность – это как бы оценка полученного результата по большому счету: устраивает Героя сложившаяся ситуация или не устраивает. Если не устраивает – идет выход на «++».
Пример 1. Муж Норы и по второй сущности оказался эгоистом: ему не нужен был рядом Человек, а нужна была послушная кукла. Как только оказалось, что подлог Норы не станет достоянием гласности, муж уже готов был простить жену. Хотя до этого, считал ее поступок таким кощунством, что даже детей не хотел к ней подпускать. Но, если никто ничего не узнает, значит, все в порядке. Таким образом, мужу было важно внешнее спокойствие и благополучие. Именно с этой точки зрения он и оценивает случившееся.
Пример 2. Король Лир по второй сущности хотел все-таки добра и справедливости. Он осознал, каких бед натворило его самодурство и властолюбие. Но он попал в трагедию – заплатил за свое прозрение ценой жизни младшей дочери и своей собственной жизнью.
Таким образом, для любых сложных систем, трагедия рока – это движение определяемое внешним, эпическое движение. Трагедия характера – это движение определяемое внутренним, лирическое движение.
В лирике присутствует все то же самое, что и в эпосе: события эпоса – Герой стремится к неким целям. Но, какая-то неизвестная сила (воля Богов и т.п.) встает на пути Героя и меняет ситуацию. Эпос – мы делаем что-то хорошо, но мы что-то не учитываем. Это, то что мы не учитываем, все меняет. В самой ситуации, присутствует некая неизвестная нам сущность, которая срабатывает и не позволяет получить желаемого. В лирике, неизвестная сущность находится внутри самого Героя. Например, у человека это могут быть неосознанные желания или мотивы, неосознанная лень. У предприятия как Героя, это может быть сложившаяся опора на ключевые персоналии, на освоенные, но устаревшие методы управления и т.д.
Итак, в простейшем случае существуют два типа драматических конфликтов:
Трагедия рока эпос |
Ф |
«+» |
Ф |
Трагедия характера лирика |
С |
«–» |
С |
||
СС |
«++» |
СС |
Первый тип – трагедия рока. Возникает, когда в происходящей ситуации присутствует более глубокий слой, о котором мы не знаем. Он естественен этот слой, если ситуация развивается, – это сущность ситуации. А то, что мы видим – это лишь внешнее, это ее форма, форма является нам. Сущность чаще всего негативна, именно она делает результат отрицательным. Но, если ситуация продолжает развиваться, то срабатывает «вторая сущность», приводящая к «++».
Второй тип – трагедия характера. Аналогично. Но, в отличие от рока, судьбы – это драмконфликт внутреннего. Трагедия характера – это лирика, субъективные движения души, субъективное поведение предприятия, департамента, отдела. Здесь тоже есть форма. Герой по форме чего-то хочет, к чему-то стремится (например, «хочу перевыполнить плановые показатели»), но по сущности Герой хочет чего-то совсем иного (например, «минимальных хлопот»). Возникает драмконфликт характера. Очень часто Герой (система) на этом и останавливается.
При этом отметим, что сущностные цели работают «в темную», слепо, невидимо для самого человека и системы. В подавляющем большинстве случаев Герой своей сущности не видит, не осознает и не хочет осознавать. Он искренне уверен в истинности того, что он декларирует по форме. Сущность проявляется на результатах, которые Герой получает. Но далее, вступает в действие вторая сущность: либо Герой замыкается на «сладостном переживании своих неудач», если по второй сущности у него нет желания продвигаться дальше, либо Герой обрабатывает появившиеся новые факторы и выходит на сверх-результат.
3) И первый, и второй типы драматического конфликта – это предельные, идеальные проявления. В реальной жизни действует взаимодействие эпического и лирического драматических конфликтов.
Фг |
⇔ |
Фс |
Форма Героя взаимодействует с Формой Ситуации. |
Сг |
⇔ |
Сс |
Сущность Героя – с Сущностью Ситуации. |
ССг |
⇔ |
ССс |
Вторая Сущность Героя – со Второй Сущностью Ситуации. |
Именно влияние характера на рок, взаимодействие рока и характера и определяет третий, высший тип драматического конфликта – драму.
Драма: если изначально в ситуации существует неизбежность, предопределенность, установленный порядок вещей, нельзя ничего поделать – действует рок. Но Рок сталкивается с Характером (здесь Характер с большой буквы), и Характер меняет Рок, судьбу. Своими действиями Характер порождает новые факторы, создает новую судьбу, новый рок. Новый Рок становится опорой для следующего шага Характера.
Драма – это не эпос, это не лирика. Это не только высшая форма искусства (по Гегелю), это еще и высшая форма человеческого духа. Драма в реальности – есть собственно становление характера и событий.
Если посмотреть на ситуацию с прагматичной точки зрения, то окажется, что в драматической ситуации находится любой человек, стремящийся нечто создать, улучшить, решить проблемы. И здесь либо внешние обстоятельства делают (диктуют) характер – трагедия, либо человек управляет, создает внешние обстоятельства – истинно комическое.
Методические рекомендации.
(Комментарий по результатам проверки ДЗ–1 (на развернутый 3-х блочный ДК).
- Можно не вводить несущественные факторы.
- После решения задача должна упроститься.
- Что дает второй блок – он выделяет причины: ведь как только выделен негатив, выделены и сущности.
1) О. Генри, «Вождь краснокожих».
Фабула. Два приятеля похитили мальчонку в надежде получить за него хороший выкуп. Но потом сами готовы были заплатить папаше, чтобы он избавил их от этого хулигана.
Проанализируем, как здесь проявляется драмконфликт.
Герои считают себя злодеями. Движимые желанием заработать деньги на злодействе, похищают ребенка, чтобы шантажировать отца.
Обратите внимание: герои искренне считают себя злодеями, мол, мы такие крутые, сейчас мы его похитим, папаня нам сейчас бешеные бабки... Ну, дошли до такой жизни, что поделаешь. Уж если быть злодеями, так настоящими. Но это только форма. Иначе бы герои вели себя несколько иначе: связали пацана, засунули бы ему кляп в рот – и вся проблема.
Они похищают ребенка в надежде получить выкуп. НО! Ребенок оказывается «вождем краснокожих» и устраивает им невыносимую жизнь, а отец никак не реагирует на похищение. И выясняется, что по сущности, герои – хорошие люди. Они не в состоянии причинить зло ребенку. Возникший драмконфликт приводит к тому, что герои отказываются от начальной цели. У них появляется новая цель: любыми средствами избавиться от этого хулигана. В результате герои уже сами готовы заплатить отцу, только чтобы он забрал поскорее своё чадо назад. И они выплачивают выкуп и возвращают ребенка отцу.
Где же сверх-результат, включающий достигнутую исходную цель? Ведь герои не только не получили денег, на которые рассчитывали, но и наоборот, сами еще приплатили. А сверх-результат в том, что герои освободились. У них появилась возможность заработать эти деньги другим путем, более надежным, более безопасным.
Обратите внимание, здесь очень четко прозвучала над-цель: обрести свободу и независимость.
Если бы мы об этом не говорили, то в чем же здесь позитивный драмконфликт? Есть два модуля: «+» и «–». Хотели украсть ребенка – украли, для героев это «+». А «–» в том, что ничего не получилось – денег не дали. Но так ситуация выглядит, если ее анализировать только на системном уровне. А важно рассмотреть все: системный, надсистемный и подсистемный уровни. И, как только мы начинаем смотреть с точки зрения надсистемы, и вводим понятие Свободы, то поучаем следующее: герои хотели обрести свободу, за счет улучшения материального положения (похитить ребенка и получить выкуп). НО! Получили страшные приключения на свою голову, стали рабами той ситуации, в которую они сами создали. НО! Наконец-то поняв, что свобода заключается в другом, заплатили за нее... Оказывается, свобода – это не деньги, свобода – это когда такого хулигана нет рядом.
Модель свернутого драмконфликта для произведения О. Генри «Вождь краснокожих»:
1. |
Герои, считающие себя злодеями, |
2. |
Движимые желанием провести спекуляции земельными участками, |
3. |
Еще стремятся заработать для этого 2000$, |
4. |
Опираясь на свое понимание средств достижения цели: похитить ребенка, чтобы получить за него выкуп. |
5. |
НО! |
а) новые условия: ребенок оказывается «Вождем краснокожих» (гиперактивным, капризным, неуправляемым мальчишкой) и терроризирует их и издевается над ними со всей изощренностью своей фантазии; |
|
и |
б) новые люди: отец, который не спешит забрать ребенка, а особенно – платить за него выкуп. |
6. |
Делают позицию Героя ошибочной и приводят его к невозможности избавиться от несносного мальчишки, и их жизнь превращается в ад. |
7. |
НО! |
а) новые условия: отец мальчишки соглашается взять его обратно за «небольшой» (250$) выкуп со стороны самих злодеев; |
|
и |
б) старые люди: «злодеи» по сущности все-таки не были злодеями, а были очень даже милыми и добродушными ребятами (иначе давно расправились бы с вредным мальчишкой), и были так замучены негодником, что с удовольствием согласились сами заплатить выкуп его папаше за свое избавление. |
8. |
Делают его позицию вдвойне ошибочной и приводят Героя к желаемому по сущности: они избавляются от несносного мальчишки и обретают желанную свободу и возможность заработать денег более безопасным и надежным способом. |
2) Мультфильм «Волк и Теленок». Пример лирического драмконфликта.
Фабула. Волк добывает Теленка, чтобы съесть его вместе с Медведем, Кабаном и Лисицей. Но Теленок слишком маленький, его на всех не хватит. Звери решают сначала его откормить. Ухаживая за Теленком, Волк привязывается к нему. Наконец Теленок вырастает в могучего бычка, и звери приходят, чтобы его съесть. Тщедушный Волк закрывает своим телом любимого «ребенка». Бычок разгоняет хищников, спасая «отца».
Модель свернутого драмконфликта для мультфильма «Волк и Теленок» выглядит следующим образом:
1. |
Волк, считающий себя профессиональным злодеем, |
2. |
Движимый желанием утвердиться в криминальной группировке, |
3. |
Стремится найти пропитание для себя и лесной братвы, |
4. |
Опираясь на свое понимание средств достижения цели: добывает на охоте Теленка. |
5. |
НО! |
Новые условия: Теленок оказывается слишком маленьким, его на всех не хватает, |
|
6. |
Делают позицию Волка ошибочной и приводят его к невозможности накормить приятелей. Тогда Волк берется откормить Теленка для всех. |
7. |
НО! |
а) новые «люди»: Теленок такой хорошенький, такой доверчивый и беззащитный, так трогательно относится к Волку, считая его папой, что Волк привязывается к нему и начинает питать к приемышу нежные родительские чувства; |
|
и |
б) новые условия: когда голодная братва приходит к Волку «разбираться» и требует Теленка на съедение, Волк ради спасения «сыночка» готов пожертвовать собой и закрывает подросшего бычка своим тщедушным телом. |
8. |
Делают его позицию вдвойне ошибочной и приводят Волка к желаемому по сущности: он обретает достоинство в любви и покровительстве слабому. |
Волк по форме хочет утвердить свое достоинство среди друзей через проявление грубой силы, но, по сущности, желая теплоты отношений, в итоге получает то, к чему стремился – обретает достоинство в любви и покровительстве слабому (вторая сущность).
Резюме
Драматические конфликты бывают 3-х типов:
- Трагедия рока – развитие событий по воле внешних обстоятельств, от человека, от системы ничего не зависит. События развиваются эпически.
- Трагедия характера – событиями управляет человек, его сущность. Лирическая основа.
- Драма – взаимодействие рока и характера.
Домашнее задание № 3
Сформулировать три проблемы, связанных с Вашей производственной деятельностью. Описать их и решить с помощью 3-х блочного развернутого драматического конфликта. Для каждой проблемы сформулировать форму, сущность и вторую сущность системы (героя) и противостоящей системе внешних обстоятельств.