Занятие 10. ПРОСТЕЙШИЙ АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОКОНТЕКСТНЫХ СИСТЕМ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предыдущие занятие

Содержание занятия:

  1. Алгоритм синтеза простейшего художественного произведения, как прототип создания сложных систем.
  2. Примеры из художественных произведений.
  3. Практическая отработка основных механизмов проектирования сложных систем.
  4. Домашнее задание № 10.

Цель занятия:

На примере простейшего алгоритма создания художественных произведений получить представление об особенностях проектирования становления сложных, многоконтекстных систем.

Почему это надо:

Чаще всего, сложные системы создаются и управляются с опорой на тот или иной отдельный контекст или группу контекстов. НО! Такой подход в процессе развития или становления системы гарантированно приводит к трагической драматургии. Структурный, временной, категориальный контексты неотвратимо сдвигаются, и сложная система деградирует. Необходимо уметь определять возникающую деградацию системы и предотвращать ее.

1. Синтез простейшего художественного произведения.

Синтез простейшего художественного произведения условно можно разбить на две части. Первая — построение драматического конфликта. Вторая – синтез структуры системы и структуры событий.

Алгоритм синтеза простейшего художественного произведения.

1) Выбрать интересующее нас и существенное для людей явление, событие (важное).

2) Сформулировать драматический конфликт и построить его модель.

3) Определить в первом приближении кульминацию, финал, завязку, действие.

4) Определить в первом приближении характер, мотивы, тип сюжета, коллизию, пафос.

5) Опираясь на п.4) откорректировать п.3) и, далее, п.4).

При синтезе простейшей трагедии нужно учитывать движение Героя к гибели.

При синтезе простейшей комедии помимо особенности комедийного конфликта, здесь необходимо учесть и особенности комедийного характера. В частности, по Гегелю, контраст между действительным характером и его претензиями на нечто иное и большее дает эффект в комедии характеров.

Выбор комической или трагической формы художественного произведения в простейшем случае может определяться условиями социума.

1) Выбрать интересующее нас и существенное для людей явление, событие (важное).

1.1) Необходимо сформулировать или выделить из социума факт или явление, существенное для человека. Этот факт или явление должно не просто привлечь внимание человека, а остро затронуть его важнейшие интересы. Правильность выделенного яркого удобно проверить, задаваясь вопросами: «Касается ли это лично меня?»; «Касается ли это моего соседа?»; «Касается ли это первого встречного на улице?» и т.п.

Пример. Любого могут обокрасть.

1.2) Из яркого получить важное, существенное.

  1. Задавшись вопросом: «Почему существует, произошло яркое?» – получить важное первого уровня.
  2. Задавшись вопросом: «Почему существует или произошло важное первого уровня?» – получить важное второго уровня.
  3. В зависимости от самой проблемы, знаний и точки зрения автора, по образцу пункта b) получить важное более глубоких уровней. Как правило, остановка в выделении важного происходит, когда начинаются повторения или автор просто не знает, почему конкретно происходит то или иное важное.
  4. Связать в единую мысль начальное яркое и самое глубокое важное.
Примечание. При выделении важного следует избегать абстрактных ответов типа: «Так жизнь устроена...». Такой ответ не отвечает на вопрос и ничего не объясняет. Ответы должны быть конкретными и привязанными к реальной действительности. Важное, по сути, должно объяснить, почему произошло то или иное явление.

Пример.

a) Почему любого могут обокрасть? – Не все одинаково защищены от воровства.

b) Почему не все одинаково защищены от воровства? – Слишком много преступников.

c1) Почему слишком много преступников? – Проще украсть, чем заработать.

c2) Почему проще украсть, чем заработать? – Заработанное не всегда гарантирует доход, пропорциональный труду.

c3) Почему заработанное не всегда гарантирует доход, пропорциональный труду? – Нет достаточной социальной и юридической защищенности честной работы.

c4) Почему нет достаточной защищенности честной работы? – Человек не умеет защитить свой труд.

d) Неумение (нежелание) человека защитить свой труд обрекает его на незащищенность в быту.

2) Сформулировать драматический конфликт и построить его модель.

1.

Герой, считающий себя (Каким? Перечислить варианты).

(Самооценка, проявляющая мотивы Героя).

2.

Движимый (Чем? Что Героя не устраивает? Что Героем движет или, что тоже самое, «преодолевая что» развиваются события? Перечислить).

(Мотивы Героя).

3.

Еще («уже» – в зависимости от конкретного случая) стремится

(К чему? Перечислить начальные цели Героя).

4.

Опираясь на свое понимание средств достижения цели

(Каким образом? Перечислить начальные средства Героя).

5.

НО!

а) новые (старые) условия:

и

б) новые (старые) люди:

 

(Кто? Что? Перечислить «под действием чего» развиваются события или, что тоже самое, «преодолевая что» движется Герой).

6.

Делают позицию Героя ошибочной и приводят его к

(К чему? Перечислить анти-системы по начальным целям и средствам Героя).

7.

НО!

а) новые (старые) условия: (Указать)

и

б) новые (старые) люди: (Указать)

8.

Делают позицию Героя вдвойне ошибочной и приводят его к желаемому по сущности: (Указать)

Пример 1. Для отца семейства.

1.

Отец семейства, считающий себя интеллигентным, порядочным человеком,

2.

Движимый необходимостью кормить семью,

3.

Уже стремится собственными действиями обеспечить жизнь своей семьи,

4.

Опираясь на свое понимание средств достижения цели, а именно: поскольку люди предпочитают видеть вокруг себя только плохое, отец семейства изображает уход из семьи, якобы забрав и пропив талоны, тем самым семья получает основу для благотворительной помощи,

5.

НО!

Старые условия: система благотворительной помощи работает не для конкретных людей, а для утверждения собственной необходимости,

и

и старые люди, помогающие не для того чтобы помочь, а чтобы утвердиться в собственных глазах,

6.

Делают позицию героя ошибочной: жизнь семьи становится вообще невыносимой, и приводит Героя к ЛТП и позору жены.

Пример 2. Для подчиненного.

1.

Молодой человек, считающий себя способным и порядочным,

2.

Движимый нежеланием подчиняться глупым начальникам,

3.

Еще стремится сам сделать карьеру (самому стать начальником),

4.

Опираясь на свое понимание средств достижения цели, а именно: используя общебюрократический закон «волосатой руки», находит себе девушку-невесту, однофамилицу очень высокого начальника, тем самым, обеспечивая себе покровительство...

5.

НО!

Новые условия: широкое распространение правил «бюрократических игр»

и

новые люди, для которых «стоимость человека» (в том числе и собственная стоимость) определяется деньгами и карьерой,

6.

Делают позицию Героя ошибочной: девушка-невеста, пользуясь случаем, делает карьеру себе, сама использует Героя как средство, что приводит его к потере даже шанса на продвижение по службе, делает жертвой чужой нечистоплотности, приводит к пониманию, что как человек он мало что стоит...

7.

НО!

Новые условия: широкое распространение «бюрократических игр» сделало явным то, что ставка в этих играх – человеческое достоинство...

и

новые люди: девушка-невеста, понимающая «игры» Героя и сама давно сделавшая выбор в пользу достоинства,

8.

Делают позицию Героя вдвойне ошибочной: неожиданно оказывается, что девушка как раз таки порядочна, но она все-таки делает Герою карьеру и убирает глупого начальника, но уже не карьера нужна Герою, а любовь отвергнувшей его за обман девушки-невесты. Отвергнув карьеру и заслужив прощение девушки-невесты, Герой получает желаемое по сущности – человеческие отношения...

Примечание. При выборе решений из драмконфликта необходимо их обострить по мотивам.

Пример. Для подчиненного. Девушка-однофамилица только правдоподобно изображает секс-карьеру, тем самым, подыграв сексуальным отклонениям начальника Героя. Это приводит к продвижению Героя по служебной лестнице... Возможен и трагикомический вариант: девушка действительно делает секс-карьеру, но все-таки из жалости организует Герою более высокую должность.

Для отца семейства возможен вариант: попав в безвыходную ситуацию, ему и его жене приходится «публично исправляться», обеспечив этим себе сытую жизнь...

3) Определить в первом приближении кульминацию, финал, завязку, действие.

3.1) Опираясь на драматический конфликт, сформулировать конкретную модель кульминации.

или

Герой, сохранив средства: (Какие? Перечислить начальные средства Героя)

 

и сохранит цель по форме: (Какую? Указать форму цели)

 

но получит анти-систему по содержанию цели: (Какую? Указать содержание цели)

или

Герой сменит средства: (Как? Указать, какими они могут стать)

 

и потеряет цель по форме: (Какую? Указать форму цели)

 

но получит желаемое по содержанию: (Что именно? Указать содержание цели)

Примечание. Для комедии характерно наличие двух кульминаций.

Пример 1. Для отца семейства.

или

Отец семейства будет настаивать на том, что он плохой (не только пьяница, но и дебошир)

 

и сохранит цель по форме: получит желаемую гуманитарную помощь,

 

но получит анти-систему по содержанию цели: его отправят в ЛТП и семья останется без кормильца, а жена будет опозорена;

или

Герой сменит средства и перестанет гнуть спину перед системой

 

и потеряет цель по форме: потеряет саму возможность получения гуманитарной помощи,

 

но получит желаемое по содержанию: получит навыки борьбы за выживание.

Пример 2. Для подчиненного.

 

Кульминация-1

или

Герой, сохранив средства: делать карьеру с помощью девушки-невесты

 

и сохранит цель по форме: сам станет начальником,

 

но получит анти-систему по содержанию цели: потеряет собственное достоинство

или

Герой сменит средства: откажется от использования девушки

 

и потеряет цель по форме: потеряет возможность сделать карьеру,

 

но получит желаемое по содержанию: достоинство

 

Кульминация-2

или

Герой, сохранив авантюрные средства

 

сохранит цель по форме: сам станет начальником,

 

но получит анти-систему по содержанию цели: должен будет изменить в худшую сторону само понятие достоинства

или

Герой сменит средства: откажется от авантюр

 

и потеряет цель по форме: потеряет возможность сделать карьеру,

 

но получит желаемое по содержанию: получит любовь и достоинство.

3.2) Опираясь на драматический конфликт и модель кульминации, сформулировать модель финала.

Поскольку в кульминации Герой сменил (не сменил) средства: (Какие? Перечислить)

то, следовательно, он достиг цель (анти-цель) на качественно более высоком уровне даже по форме: (Указать).

Примечание. Для комедии характерно наличие двойного финала.

Пример 1. Для отца семейства.

Поскольку в кульминации отец семейства не сменил средства: продолжил изображение пьяницы и дебошира

то, следовательно, он достиг анти-цель: его семья разваливается.

Пример 2. Для подчиненного.

Финал-1

Поскольку в кульминации-1 Герой не сменил средства, продолжил использование девушки

то, следовательно, он достиг анти-цель: он лишается и карьеры, и девушки.

Финал-2

Поскольку в кульминации-2 Герой сменил средства: отказ от карьеры ради девушки,

то, следовательно, он достиг цель на качественно более высоком уровне: получает и девушку, и карьеру.

3.3) Опираясь на драматический конфликт и модель финала, сформулировать модель завязки.

или

Герой достигнет цели: (Какой? Указать цель)

 

и будет: (Перечислить, что он получит)

или

Герой не достигнет цели: (Какой? Указать цель)

 

и будет: (Перечислить, что он получит)

Пример 1. Для отца семейства.

или

Отец семейства добудет новые гуманитарную помощь для семьи

 

и будет: спокойно жить,

или

Отец семейства останется без гуманитарной помощи

 

и растратит все семейные сбережения в коммерческих магазинах и плюс к этому вынужден будет работать на нескольких работах.

Пример 2. Для подчиненного.

или

Герой сам станет начальником

 

и избавится от «рабства на работе»,

или

Герой так и останется «мальчиком на побегушках»

 

с возрастом навсегда лишится возможности сделать карьеру.

3.4) Сформулировать в общем виде действие, осуществляемое Героем.

Пример 1. Для отца семейства. Добывание гуманитарной помощи, хождение по инстанциям.

Пример 2. Для подчиненного. Поиск и «обработка» девушки-невесты; «обработка» соответствующих административных структур.

4) Определить в первом приближении характер, мотивы, тип сюжета, коллизию, пафос.

4.1) Опираясь на начальные средства Героя, выбрать соответствующий характер.

Пример 1. Для отца семейства.

Поскольку Герой выбрал средства пассивные, не требующие от него бурной деятельности, не требующие широкого круга общения и т.п., остановимся на дистимическом типе характера: низкая контактность, замкнутость, немногословность, пессимистичность, домосед, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко...

Пример 2. Для подчиненного.

Поскольку Герой выбрал средства активные, энергичные, требующие обходительности, упорства, целенаправленности, актерского дарования, способности увлечь других..., остановимся на демонстративном типе характера: легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда внимания и похвалы, высокая приспособляемость к людям...

4.2) Выбрать мотивы действия Героя, исходя из его характера и драматического конфликта.

Пример 1. Для отца семейства. Мотив действия – семья.

Пример 2. Для подчиненного. Мотив действия – семья.

4.3) Выбрать тип сюжета и место действия.

Пример 1. Для отца семейства. Остановимся на «самопожертвовании ради близких». Место действия: стандартный город, стандартная семья, стандартные внешние обстоятельства.

Пример 2. Для подчиненного. Остановимся на «отважной попытке». Место действия: контора по учету «сипулек».

4.4) Определить коллизию.

Пример. И для подчиненного, и для отца семейства остановимся на коллизии, основанной на обстоятельствах рождения и происхождения, которая состоит в различиях между людьми, возникающими на определенной общественной почве. Несправедливость, обычай или закон приводят к тому, что люди оказываются лишенными определенных прав. По Гегелю, «...конфликт заключается здесь в том, что человек обладает правами, отношениями, желаниями, целями и требованиями, которые ему как человеку принадлежат согласно его понятию, но осуществлению которых противодействует какое-нибудь из упомянутых выше различий рождения, ставя, подобно силе природы, препятствия на пути людей, предъявляющих эти требования, или подвергая их опасности».

4.5) Определить пафос Героя и противостоящих ему сил.

Пример 1. Для отца семейства: хочу быстрее избавиться от нервотрепки и обеспечить семью продуктами. Для противостоящих ему сил: хотим долго и со вкусом наслаждаться происходящими событиями.

Пример 2. Для подчиненного: хочу побеждать дураков. Для противостоящих ему сил: хотим отшить выскочку.

5) Опираясь на п.4) откорректировать п.3) и, далее, п.4). Продолжить последовательную корректировку до получения необходимой конкретности.

Примечание. В этом пункте необходимо свойства и структуру движения Героя в событиях олицетворить конкретными яркими ситуациями.

Пример. Для отца семейства.

Кульминация: Отцу семейства предлагают устроить дебош в правлении общества борьбы за трезвость, и тогда он (его семья) «безоговорочно» получает благотворительную помощь. (Дебош нужен чиновникам, чтобы продемонстрировать, как опасна и трудна их деятельность): ИЛИ отец семейства согласится устроить дебош и получит гуманитарную помощь, но потеряет достоинство; ИЛИ откажется, сохранив достоинство, но потеряв помощь.

Финал: Прямой дорогой в ЛТП. Можно обострить: в процессе скандала (дебош) отец семейства натыкается на бумаги, из которых становится ясно, что его обманули. Естественно, такое художественное произведение не может не кончиться кровопролитием.

Резюме

По опыту известно, если несколько раз построить простейшее художественное произведение, то появляются реальные навыки быстрого и точного определения всех важнейших свойств реальных сложных, многоконтекстных систем по отдельным, даже самым незначительным проявлениям. Здесь построение простейших художественных произведений выполняет ту же задачу, что и сказочные примеры при освоении «Рейтинг-анализа».

Домашнее задание № 10

  1. Представить работу своего предприятия в виде простейшей пьесы.
  2. Представить достижение своей цели в виде простейшей пьесы.
  3. Написать пять простейших сюжетов по интересующим тематикам.

Следущие занятие